До Монблана на трамвае

В Альпах даже Мик Джаггер готов стать посудомойкой

  Лишь в отдельно взятой французской деревне на русских смотрят теперь косо, а в остальной части Альп туристов из России ждут с распростертыми объятиями. В том числе и в самой загадочной европейской стране, известной своими часами, банками, сыром и нейтралитетом, — Швейцарии.

Няня в гору не пойдет

     В Цюрихе было сделано “сенсационное открытие”: российский рубль стал свободно конвертируемым! В обменнике без лишних слов поменяли рубли на франки. Курс, правда, оказался лестным для местной валюты (24 вместо 22 руб. за франк)...
     Наш путь лежал из Цюриха через всю страну: в Лозанну, оттуда с двумя пересадками — в горы, на высоту 1500 метров. По железной дороге в этой стране можно добраться в самую глухую деревню. А для туристов придумана система одного билета на все виды транспорта. По мере нашего приближения к цели поезда уменьшались в размерах, и на последнем участке это был уже практически трамвай о двух вагонах...
     Виллар — один из лучших альпийских курортов — у нас считался бы поселком городского типа. Но — с бутиками, ресторанами, пяти- и четырехзвездочными отелями. В лыжный сезон, а он тут длится с декабря до середины апреля, население увеличивается в разы. Сюда едут англичане, французы, немцы. Есть и русские, но мало. У нас это место почему-то пока не распробовали.
     — Отдыхать с малышами у нас удобно и выгодно: дети до 9 лет катаются бесплатно, — поясняет Ги Шанель, руководитель местного комитета по туризму. — Семья с отпрысками, скажем, 6 и 8 лет на ски-пассах за неделю экономит до 400 франков. На многих курортах в зону катания вы возноситесь на подъемниках. То есть попасть туда могут только лыжники. А тут еще на полкилометра вверх вас доставляет все тот же “трамвайчик”, оснащенный дополнительным зубчатым колесом для взбирания на горные кручи. А значит, подняться-спуститься могут и бабушки, и дедушки, и няни...

Санки не для слабонервных

     Побывать в Альпах и не встать на лыжи — грех. Хотя отсутствие опыта и рассказы сограждан о случаях из практики знакомых травматологов мою решимость подтачивали, все сомнения развеяла инструкторша Софи. Начали мы с детской горки, и спустя час я ее одолел! Самому важному элементу — торможению — меня научили...
     А вот такой невинный снаряд, как санки, наоборот, в швейцарском варианте оказался экстремальным. На ночь глядя тебя поднимают на макушку горы, вешают фонарик на лоб и, толкнув в спину, отправляют во тьму. Потом уже мы узнали, что трассу в 7 км, на которую у нас ушло полчаса, благоразумные швейцарцы одолевают за час, а то и за два. Если постоянно держать ноги на земле, такое, видимо, реально. Правда, можно остаться без подошв. А если ехать без дураков…
     Первые минуты — натуральный стресс. Санки несутся по голому льду. С одной стороны — стена, с другой — обрыв, и через каждые 20 метров — вираж. Зато на самых спокойных участках успеваешь бросить взгляд на огромные звезды или огоньки деревни в долине. На финише хозяева угощают традиционным глинтвейном, и ловишь себя на желании повторить этот адреналиновый спуск еще разок.
     Есть после горных развлечений хочется зверски. Вне конкуренции ресторанчик Refuge de Frience близ Виллара. Двухсотлетняя изба из потрескавшихся бревен, дубовые столы и стулья. На печи прямо посреди избы готовят раклет — блюдо из расплавленного сыра. В качестве закуски к вину подадут тончайшие пластины разного мяса, маринованный лук, огурчики, зелень. Ужин обойдется в 50—70 франков с человека. Но можно попробовать не платить. Мик Джаггер с друзьями пробовал. На просьбу расплатиться взвился: “Мы же — Rolling Stones!” Тогда звезде предложили помыть посуду. Джаггер прошел на кухню, вымыл пару тарелок, после чего хозяин рассмеялся: “Мик, катись, это была только шутка!”
     В своеобразный “курортный конгломерат” вместе с Вилларом входят Лейзин и Ле-Дьяблере. Виллар идеален собственно для катания — 125 км трасс всех категорий сложности (для сравнения: в нашей Красной Поляне, мечтающей принять Олимпиаду, — 25 км).
     В Ле-Дьяблере надо побывать на “Леднике-3000”. Пока там три развлечения: лыжи и экскурсия по леднику на снежном автобусе. Говорят, что местный ресторанчик — любимое место гонщиков “Формулы-1” Вильнёва и Култхарда. А летом здесь появятся еще и “русские горки”. Конструкции уже смонтированы, один вид их, нависших над километровым обрывом, — зрелище не для слабонервных.
     Главная достопримечательность Лейзина — вращающийся ресторан на горе Куклос. За час зал делает полный оборот, и вы, попивая местное вино, любуетесь меняющимся пейзажем. Из-за других вершин выглядывает Монблан...
     Ски-пасс, купленный в Вилларе, действует и в Ле-Дьяблере, и в Лейзине. И наоборот. Стоит он 270 франков на неделю. А летом все эти курорты “перепрофилируются” на гольф, велосипед и пешие прогулки.

В гостях у Набокова

     Спуститься с гор и провести пару дней в городе следует даже по меркантильным соображениям. Дело в том, что магазины в Швейцарии закрываются в 18.30. Если все светлое время суток вы катаетесь на лыжах, даже сувениры для друзей купить не успеваете. Недавно в одном из кантонов время работы магазинов хотели увеличить. А поскольку все вопросы в Швейцарии — от бытовых до объявления войны — решаются голосованием, провели референдум. Но поддержки инициаторы так и не нашли...
     Но главное, что такой красоты, как на Женевском озере, не встретишь больше нигде. Недаром доживать век сюда переезжали такие эстеты, как Набоков и Чаплин.
     В Монтрё — плюс 15, платаны и пальмы, цветы... В этом городке всё — музыка. И застывшая (каждое здание — произведение искусства), и живая: вдоль всей набережной скульптуры из туи изображают группы музыкантов. Даже кованые оградки — и те в виде нотной записи. На джаз-фестиваль в Монтрё съезжаются мировые звезды всех музыкальных жанров. А когда-то давно Deep Purple, понаблюдав, как горит казино, написали здесь свой знаменитый “Дым над водой”.
     Хозяева Montreux Palace разрешили побывать в апартаментах Набокова, который 16 лет прожил в отеле, снимая половину шестого этажа. Теперь понятно, почему этот пейзаж за окнами не отпускал великого мастера и сноба: синее-синее озеро, такое же небо, а между ними заснеженные склоны. В набоковских комнатах что-то типа музея: фотографии писателя на стенах, его письменный стол, торшер. При этом номера и сейчас сдаются. С надбавкой, конечно.
     Швейцарский берег Женевского озера — сбегающие к воде горы. На склонах — выдолбленные в камне террасы, засаженные виноградом. Эта картинка очень способствует лучшему пониманию всей страны. У которой нет ни нефти, ни газа — только камни. Но она — в числе самых развитых в мире...
     
     ЧТО ПРИВЕЗТИ

     Часы: от 120 франков.
     Футболка с символом Швейцарии — коровой: 25 франков.
     Шоколад: 10—30 франков.
     Сыр: 20—80 франков/кг.
     
     Благодарим офис по туризму Швейцарии в Москве за помощь в подготовке материала.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру