Книжный авитаминоз

На сколько писатели опаздывают к читателям?

  Все крупные издательства похожи друг на друга, каждое маленькое издательство выкручивается по-своему. В весеннюю книжную ярмарку обнажаются все проблемы, которые только есть. Шитые белыми нитками новинки и презентации имеют целью залатать некоторый весенний книжный “авитаминоз”. Конечно, не счесть алмазов в каменных пещерах ВВЦ. И все же попробуем их сосчитать.
     
     Народу, конечно, много. А все ж в прошлую весеннюю выставку-ярмарку было больше. Писатели, конечно, один за одним. А все ж бывало и поинтереснее. Кстати, о писателях — мало кто из наших акул пера явился к читателям вовремя. Алексей Иванов, благодаря полученным премиям и блестящему таланту ставший визитной карточкой своего издательства, опоздал. Ольга Славникова, лауреат “Букера”, тоже припозднилась несколько. С Юрием Мамлеевым, специально ради ярмарки приехавшим из Америки, вовсе путаница — ждали его в субботу, а он оказался в воскресенье. А самая интересная встреча отменилась — друг Тарковского Александр Гордон и сестра знаменитого режиссера, пожилые уже люди, почувствовали себя неважно.
     Вот, скажем, Андрей Малахов. Новоявленный писатель — автор книги “Мои любимые блондинки”. Опоздал на 45 минут — признался потом, что проспал. Посчастливилось стоять в толпе ожидающих рядом с уборщицами ВВЦ в спецодежде. “А ты что, халат новый одела?” — “А как же! Ведь Малахов приедет!” — “Где же он? Уж первый час!” — “Я говорила, не приедет”. — “Лохматый какой-то, небритый”. — “Это у них мода такая”. — “И не стыдно им на экран с сальными волосами выходить?..”
     Малахов таки приехал. Изобрел новую русскую народную поговорку — “кто первый пришел, тот и танцует”. Было забавно в очередной раз услышать от человека, который написал книгу, что он писателем себя не считает и что классики давно не читал, потому что в вузе отбили всю охоту.
     Антипремию “Абзац” получил незабвенный Сергей Минаев за свои “Духless” и “Media sapiens”. Что ж, получается, самая продаваемая и самая плохая книга года — это одна и та же книга? Битых три часа в конференц-зале разбирались, станет ли литература в Интернете “большой” литературой. Выяснили, что язык общения в Интернете — не что иное, как фольклор. Посредством графических изображений — смайлики скобкой, большие буквы и прочее — молодежь пытается передать интонацию, и такой язык компенсирует ей недостаток живого общения.
     Но были, были бриллианты. Алексей Иванов разлетелся с прилавка вмиг. Знаменитые “литпамятники” в зеленой обложке — издания 60—70-х годов — с одной стороны, бесценны, с другой — слишком дороги. Но есть много другой классики, хорошо изданной и недорогой. И в итоге эту ярмарку можно назвать “лучше меньше, да лучше”, она получилась не попсовой. Есть крупные издательства, имеющие в своем репертуаре треть, а то и половину “массовой литературы”, книг-однодневок для разового прочтения. И есть небольшие, чаще с классикой, с “умной” литературой. Обычно такие издатели грустно стоят, поправляя своего Овидия Назона и глядя вслед нагруженным Донцовой покупателям. В эту ярмарку нашлось довольно любителей и того, и другого.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру