“Первый сигнал о пожаре был ложным”

Сторож интерната, обвиненный в халатности, рассказал “МК”, почему погибли 62 человека

  Сторожу Камышеватского дома престарелых Владимиру Н. (фамилию следователи не называют: опасаются суда Линча) теперь не позавидуешь. Ведь именно его считают чуть ли не главным виновником вчерашней трагедии в Краснодарском крае, где заживо сгорели 62 человека. Дважды охранник проигнорировал противный писк пожарной тревоги. А когда после третьего раза все-таки позвонил на “01”, было уже поздно.
     
     — Он всегда был туговат на ухо и не шибко расторопен, — судачат теперь те, кто знал Владимира. — Бывало, старуха кричит: “Вова, принеси воды”, а ему хоть бы хны. Как-то при нем тоже сигнализация сработала — окурок подпалил ведро. Так Володька только осклабился: “Учения небось проводят”.
     Впрочем, на бедного охранника сейчас катят бочку все кому не лень. “МК” удалось найти этого человека. Владимир работает оператором газовой котельной при доме престарелых и по совместительству сторожем.
     — Вечером в понедельник, около 23 часов, первый раз сработала пожарная сигнализация. Из котельной, где я работаю, жилого корпуса не видно. Поэтому я вышел на улицу, обошел здание, но не увидел никаких признаков пожара. Затем я зашел в сам интернат, и мы уже вместе с нянечками обошли помещения. Никакого запаха или дыма не было.
     По словам сторожа, ложная тревога их не удивила: сигнализацию установили недавно, и она время от времени сбоила.
     — Нас сразу предупредили, что такое иногда будет случаться, пока система не обкатается, — говорит Владимир.
     Потом сторож вернулся в котельную.
     — Я по инструкции не могу надолго отлучаться, — пояснил он.
     Однако примерно в 0.40 вновь раздался вой сигнализации.
     — Сигнал поступил из того же места, откуда и в первый раз?
     — Нет. Та комната, где сигнализация сработала в первый раз, вообще была не тронута огнем. То есть первый раз действительно была ложная тревога. А вот около часа ночи здание уже вовсю горело.
     Сторож бросился в ординаторскую, где сидели нянечки. Они к тому времени еще и не знали, что интернат горит!
     Сам Владимир сейчас уже не может толком вспомнить, как он добрался до кабинета медперсонала, однако хорошо помнит, что обратно из него выйти уже было нельзя: огонь встал сплошной стеной.
     — Надо было срочно покидать здание. Мы с санитарками выпрыгнули в окно. Они побежали за лестницами, чтобы начать эвакуацию, а я кинулся в котельную, выключил всю установку и немедленно позвонил пожарным.
     Их было всего четверо — здоровых людей, которые помогали больным старым людям покинуть горящее здание.
     — Я успел спасти всего человека три, — говорит Владимир. — Мы по лестницам с улицы поднимались на второй этаж и вытаскивали стариков через окна.
     Пациенты дома престарелых сами были не в состоянии даже встать с постели — не то что спастись.
     — Да им просто сил на это не хватало. Хотя один дедушка все-таки смог встать и сам выпрыгнул со второго этажа. Сейчас он находится в больнице в реанимации с переломом двух ребер.

* * *

     В областной ейской больнице — все на ногах. Там уже в пять утра были сформированы бригады врачей: ждали, когда привезут пострадавших.
     — Все было готово: необходимые медикаменты, психологи, психотерапевты и профильные врачи, — рассказал “МК” врач одного из отделений больницы. — Всего к нам доставили 30 пострадавших. Основной диагноз: отравление угарным газом и небольшие ожоги. Кроме того, все поступившие и так были больны: в доме престарелых они были не просто так. У многих возрастные заболевания, которые в домашних условиях лечить нельзя.
     Неутешительные итоги ночного пожара для “МК” подвел руководитель Ейского районного отдела ГО и ЧС Владимир Лысенко:
     — Погибли 62 человека, в том числе одна медсестра, 35 спасены. Пожар был только на первом этаже. Люди на втором этаже погибли от отравления угарным газом — было сильное задымление. Панели, которыми обиты стены и потолок, при горении выделяли ядовитые газы.
     Как сообщил «МК» начальник управления Государственного пожарного надзора МЧС РФ генерал-лейтенант внутренней службы Юрий Ненашев, помещение дома престарелых в 2006 году дважды проверялось инспекцией по пожарному надзору, последний раз 21 декабря. Инспекция выявила 36 нарушений, большинство из которых администрация устранила. Но шесть остались невыполненными.
     К тому же в здании дома престарелых заканчивался ремонт. Оставалось доделать лишь одну комнату, именно в ней и произошло возгорание. По словам Юрия Ненашева, монтаж автоматической пожарной сигнализации на момент возникновения пожара не был закончен. Защищена была лишь часть здания. Это касалось лечебного корпуса и галереи, а спальный корпус не был защищен. Сигнализация сработала, но достаточно поздно - только когда дым проник в галерею, соединяющую спальный корпус с лечебным. Но даже после этого только через 21 минуту пошло сообщение в пожарную охрану.
     — Лучше бы там ремонт не делали вовсе. Возможно, и жертв сегодня было меньше, — поделился с “МК” сотрудник подразделения ГО ЧС Ейского района Краснодарского края, выезжавший на место ЧП. — В рамах стояли пластиковые окна. Их и здоровый человек не сможет сломать, не то что несчастные и немощные старики. Моя жена несколько раз в месяц ездила в этот камышеватский стардом: навещала дальнюю родственницу. Иногда и я сопровождал ее. Пластик сам по себе вонял жутко. После того как там стали устанавливаться стеклопакеты, атмосфера лишь ухудшилась. Вы не представляете, в каких стесненных условиях старики там жили. Во время ремонта палаты уплотнили, и вместо двух человек в одной комнате стали селить по трое-четверо, а то и больше людей. Порой койки приходилось ставить в коридорах и в столовой. Дом престарелых был больше похож на неухоженный детский сад, переделанный для содержания стариков. Хотя администрация бойко рапортовала о ходе ремонта.
     Средний возраст постояльцев составлял 85 лет. Ночью пожилых людей, среди которых, кстати, большинство были инвалидами, опекали лишь 4 человека — медицинская сестра и три санитарки.

* * *

     Почему возник пожар, пока неясно. Среди жильцов интерната были и курильщики, и люди пьющие. Причем многие бегали “на перекур” именно в неотремонтированные помещения. Возможно, кто-то из стариков готовил себе еду и перемудрил с плитой (газ в здание провели с большой помпой 14 лет назад). Версия поджога практически исключается. “Персонал посторонних не допустит”, — клянется директор дома-интерната Галина Корвель.
     А вот основные причины страшных последствий уже известны — использование “не тех” материалов при ремонте, неправильные действия персонала и удаленность пожарной части — она расположена в 50 км от дома престарелых. Именно поэтому пожарные расчеты прибыли только через 50 минут после сообщения о пожаре. А по существующим нормативам пожарное депо не должно быть дальше трех километров от населенного пункта. Почему местные власти этим не озаботились? Ответ банальный: не было денег, надеялись, что пронесет.
     Кстати, МЧС в прогнозе на 2007 год предположило, что наибольшее число техногенных ЧС будет связано с пожарами. И Краснодарский край фигурировал в списке “огнеопасных” регионов. Правда, самым рискованным считался осенне-зимний период. Но на Руси не принято доверять плохим прогнозам. Можно предположить, что по итогам расследования камышеватской трагедии в колонию-поселение на пару-тройку лет отправится один сторож Володя. А директор интерната отделается выговором. И на этом все успокоятся — до следующего пожара.
     
      СПИСОК НАРУШЕНИЙ
     • Отсутствие на дверях лестничных клеток доводчиков и уплотнений в притворах.
     • Отсутствие электрических переносных фонарей и индивидуальных средств защиты органов дыхания у обслуживающего персонала.
     • Отсутствие указателей противопожарных водоисточников.
     • Не укомплектованы пожарные щиты.
     • Допускалось устройство деревянных перегородок.
     
      МЕЖДУ ТЕМ
     В столице полным ходом идет расследование пожара в наркобольнице №17, который в декабре 2006 года унес жизни 45 пациентов.
     Как уже ранее сообщал “МК”, по факту пожара было возбуждено уголовное дело по статьям УК РФ “Умышленное уничтожение или повреждение имущества” и “Нарушение правил пожарной безопасности”. Главврач провел несколько дней, общаясь со следователями. Между тем вскоре он был отпущен. “Мы решили не предъявлять никаких обвинений сотрудникам больницы до окончания всех экспертиз”, — заявили специалисты. Сейчас пожаро-техническая экспертиза в самом разгаре. Ее главная цель — выяснение причины пожара и условий, способствующим его распространению. Специалистам предстоит определить характер пожара и путь его распространения. Для этого проводится спектральный анализ материалов. Взятые образцы с места происшествия тщательно изучаются.
     
      КРУПНЕЙШИЕ ПОЖАРЫ В РОССИИ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЖЕРТВ
     57 человек погибли при пожаре в здании областного УВД в Самаре 10 февраля 1999 г.
     45 человек погибли в результате пожара в наркологической больнице №17 в Москве 9 декабря 2006 г.
     44 человека погибли в результате пожара в общежитии Российского университета дружбы народов 24 ноября 2003 г.
     30 человек погибли при пожаре, произошедшем в Махачкале в интернате для глухих детей 10 апреля 2003 г.
     26 человек погибли при пожаре в рабочем общежитии в г. Кызыл (Тува) 10 ноября 2004 г.
     25 человек погибли в результате пожара в торговом центре “Пассаж” в Ухте (Коми) 11 июля 2005 г.
     22 человека погибли при пожаре в психоневрологическом интернате г. Приморска в Ленинградской области 21 декабря 1999 г.
     21 человек погиб в результате пожара в психоневрологическом интернате в селе Михайловском Вологодской области 18 марта 1999 г.
     21 человек погиб при пожаре в средней школе села Сыдыбыл в Якутии 7 апреля 2003 г.
     
      Валентин ЗВЕГИНЦЕВ, Елена ПАВЛОВА, Сергей САМОЙЛОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру