Мир. Труд. Майя

Мавзолей Ленина произошел от индейских пирамид

22 марта 2007 в 00:00, просмотров: 926
   Несет ли ленинский Мавзолей работы архитектора Алексея Щусева магическую силу? В год 90-летия Октябрьской революции споры вновь набирают обороты. Страсти закипели совсем рядом с Красной площадью — в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
     А поводом к их всплеску послужила выставка “Итальянский Дворец Советов”. Эскизным проектам несостоявшегося строения Бориса Иофана на месте храма Христа Спасителя (дворец так и не возвели) приписывают итальянскую суть. Но достаточно взглянуть на эскизы Иофана, чтобы разглядеть: это — Вавилонская башня. Мавзолей на Красной площади тоже относится к типу культовых построек, называемых зиккуратами.

Больше всего “мавзолеев Ильича” в Мексике

     Российские туристы, добравшиеся до Мексики и Гватемалы, уже успели удивиться обилию там копий Мавзолея Ленина. Та же ступенчатая форма, те же ярусы и святилище на вершине для принесения жертв грозным богам. Эти жертвенники без устали возводили ацтеки и майя. Самый известный — пирамида Луны в древнем городе Тиотеокане.
     — Да, у Мавзолея Ленина есть прообразы, — рассказывает Антонина Манина, завотделом современной архитектуры Музея им. А.В.Щусева, заслуженный работник культуры России. — И мексиканские пирамиды, и другие зиккураты. В основе же лежит куб. Что в архитектуре означает вечность. Думаю, это главное, что хотел сказать автор. Ступенчатость же создает железобетонный каркас, то есть это чистой воды декорация.
     Положить в зиккурат тело тоже не мы придумали. У ацтеков такие храмы, по сути, — гробницы вождей. Древние шумеры использовали зиккураты для похорон особо уважаемых граждан.
     С Вавилоном еще интереснее. Тело целиком в башне не держали. Присутствовала одна голова, упечатанная в хрустальную емкость. В исторических источниках остались скудные сведения — мол, была башка рыжего мужчины, все внутренности из коей вынуты и заменены на золотую пластинку. Мумии и их фрагменты охраняли ревностно. Массы верили: пока знатный соплеменник внутри, ничего страшного с народом не произойдет.
     Кроме того, как и любой храм, зиккураты возводились во имя какого-то божества. Богом вавилонян был Мардук (Меродах). Среди прочих идолов он считался главным, кровожадным и всемогущим. Царь Нимрод, желая укрепить свою власть, объявил себя верховным жрецом Мардука. Еще Мардука называли Ваалом или Вилом, что означает господин, хозяин. Странно, что инициалы “хозяина” Мавзолея на Красной площади совпадают с именем бога вавилонян. Факт остается фактом: советский специалист воздвиг очередную гробницу Вилу. Жрецов на башне у нас заменило Политбюро. Ритуальные танцы — демонстрации и парады. Специалисты, впрочем, утверждают, что изначально зиккурат он строить не собирался.

Мумия на поезде

     — На первых эскизах это была гробница в виде памятника с четырьмя деревянными колоннами и трехступенчатым пьедесталом, — продолжает рассказ Антонина Иосифовна. — Когда мы собирали материал для выставки к 100-летию Ленина, был еще жив прораб Иван Юлин. Он рассказал, что колонны не успели возвести из-за сильных морозов. Так пришедшие проститься с Лениным увидели только ступенчатую пирамиду. Потом незавершенное здание стало основой для всего сооружения. Так бывает. Второй мавзолей тоже был деревянным.
     Когда выяснилось, что опыт бальзамирования тела удался, встал вопрос о постоянном мавзолее. Объявили народный конкурс. Наряду с архитекторами в нем участвовали учащиеся училищ. Был проект мавзолея в виде глобуса, на котором стоит Ленин.
     — Мумия?..
     — Скульптура. Приносили эскизы в виде кораблей, шаров… Было даже предложение соорудить глыбу, по которой будут разъезжать поезд и трактор. Ленина народ обожествлял. А потом все-таки решили взять за основу проект Щусева.
     — Почему конечным итогом возведения мавзолея все-таки стал зиккурат?
     — Потому что Алексей Викторович строил гробницу! Зиккурат, как самая известная форма гробницы, и лег в основу. Ступенчатый силуэт подчеркивал аналогичный силуэт соборов и башен, поэтому мавзолей и вписался в архитектурный облик Красной площади. Был ли Щусев в Мексике, не знаю. Думаю, он видел зиккураты в виде иллюстраций.

Москва как Мекка

     Предположения современных публицистов о том, что рукой Щусева водили боги ацтеков, слишком уж волшебны. Видный партийный деятель, член ВЦИК и ЦИК СССР Л.Красин в своей книге “Архитектурное увековечение Ленина” задачу-максимум в вопросе строительства мавзолея определил как “создание места, которое по своему значению для человечества превзойдет Мекку и Иерусалим”.
     По поводу Дворца Советов замахнулись аж на международное состязание зодческой мысли. Представьте. Идет работа. Архитектурные мастерские во втором туре выполняют пожелания, озвученные в ходе первого тура. Зиккурат вроде бы никто не заказывает… А в мае 1933 года вдруг объявляют, что за основу для дальнейшего проектирования принят проект Бориса Иофана — тот, который а-ля Вавилонская башня.
     Причем венчает башню маленький зиккуратик-мавзолейчик, постамент, на котором расположилась огромная статуя Ленина.
     Найти данные о составе жюри упомянутых конкурсов невозможно. Хотя Щусев намекает: “Работа над Мавзолеем Ленина протекала под непосредственным наблюдением руководителей партии и правительства”. Кто был неумерен в личных амбициях? На кого похоже желание переплюнуть Мекку? Ну и, в конце концов, кто в период 30-х годов начал принимать решения единолично?
     Семинарист, без пяти минут поп. Ему ли не знать про Вавилон и Нимрода Великого! Архитекторам оставалось только обслуживать новую идеологию, а ей явно нравились зиккураты.

Жертвы зиккурата

     Страху нагоняют истории про жертв усыпальницы Ленина. Многие рабочие получили серьезные увечья во время строительства гробницы. Работали в спешке. Травмы были делом обычным — выскользнула лопата, кирка… Антонина Манина рассказала, как однажды к ней пришел малообразованный старичок — он хлопотал о пенсии и не мог найти документы, доказывающие его причастность к строительству на Красной площади. А пенсия ой как была нужна. Он копал котлован под Мавзолей и отрубил себе ступню.
     Прочие жертвы были иными. Прораб мавзолея Пезнер закончил свою жизнь в доме для престарелых.
     — В 1930-е годы вокруг имени Щусева разгорелся скандал, — говорит Антонина Манина. — Его даже исключали из Союза архитекторов. Он высказался по поводу разрушения памятников архитектуры. Написал: “Страна, которая рушит такие памятники, варварская”. Когда я читала протокол того собрания Союза архитекторов, все думала: как же его не посадили? Шел 1937 год.
     Кстати, если вернуться к спору о мавзолее, стоит сказать, что “обитателей” ацтекских зиккуратов никто из древнего камня не выковыривал. И ничего — мексиканцы живы-здоровы.


Партнеры