Грачи Саврасова стали поп-артом?
Новый русский “Крестный ход”
Сергей Братков в жанре репортажной съемки показал современный крестный ход в одной из деревень. Все как обычно: длинная процессия, священники, милиция. Люди несут несколько деревянных крестов, и самый большой (примерно 6 метров) возлежит на хрупких женских плечах. Четыре русские бабы смиренно несут тяжеленный крест, а сзади молодой и рослый священник, держась за верхушку, задает направление. Вот она — женская доля! Где же мужики на Руси?! — вопрошает современный критический реализм.
А мужики такие, что смотреть больно. Фотографии Владимира Куприянова из серии “В метро” показывают крупным планом лица спящих бомжей. Затемненные, видные только частично, они каждым сантиметром изображения несут боль и трагедию. И не только нашего времени. Произведениям остросоциальной тематики буквально противопоставлены (они висят на противоположной стене) работы, где за основу взят реалистический пейзаж, но не его тематика, а картина как образ.
Дмитрий Гутов создает в масле “Грачи прилетели”, но не пишет ее заново, а рисует. Теперь это чистая графика: синие контуры шедевра на ядовито-оранжевом фоне, да еще и под углом.
— Я стремлюсь в своих работах показать то минимальное внутреннее содержание, “иероглиф”, который заложен в основе любого произведения — от поэмы до картины.
Концептуально переосмыслил выставочное пространство и Дмитрий Пригов. По его задумке, вместо картин реалистов должны висеть таблички с их именами: Репин, Суриков, Перов… А концептуальный хулиган Юрий Альберт взял и поставил зарубку своего роста (как в детстве) на стене зала. Получилось очень реалистично.
В России мало что изменилось со времени передвижников: те же куртизанки в кабриолетах, те же нищие на задворках “крутого” мафиозного кафе, тот же крестный ход. Реализм в чистом виде сегодня — это уже актуальное искусство.