Вундеркинды

в коротких штанишках

2 апреля 2007 в 00:00, просмотров: 462
  Сегодня начинается запись детей в первые классы. Отдавая ребенка в школу, каждому родителю хочется, чтобы у него в тетрадях были одни “пятерки”. Вот и начинают за год-два, а то и раньше “натаскивать” малыша на учебу. Но так ли это нужно?
     Родители, накачивая малыша знаниями чуть ли не с пеленок, часто тешат свои амбиции — приятно похвастаться перед друзьями и знакомыми пятилетним вундеркиндом. А расплачиваться за это придется самому ребенку — испорченным зрением, искривленным позвоночником, хроническими заболеваниями. Да и учиться в первом классе ему станет неинтересно — он все прошел раньше. Поэтому особо продвинутый ученик начинает отвлекаться, вертеться, болтать, вызывая раздражение и гнев у учительницы. Неизбежно возникает конфликт, растет нежелание ребенка ходить в школу, и как следствие — его ежедневные истерики, нервное расстройство и в конце концов стресс.
     — Умение хорошо читать, писать, считать — отнюдь не главное, — считает директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО профессор Марьяна БЕЗРУКИХ. — Гораздо важнее научить малыша общаться со сверстниками, с чужими взрослыми, работать в группе, в детском коллективе. Ко мне недавно на прием привели мальчика, и он с порога спросил: “Ты знаешь, что такое отрицательное число?” Малыш помнил наизусть чуть ли не всю физическую энциклопедию, но реально не был готов к школе. Он считал себя умнее других ребят, выше их. Понятно, что дети ему этого не простят. В школе ему придется трудно… Да и знания его были чисто механическими, без понимания. Я считаю, что не надо забивать знаниями голову ребенка, гораздо полезнее научить его сравнивать, думать, анализировать. Но это не значит, что малыша совсем не следует ничему учить. Если он интересуется, можно показать ему буквы и цифры, но делать это надо только в игровой форме, без принуждения и дрессировки.
     По мнению Марьяны Михайловны, очень важно развивать речь подготовишки. У него должен быть большой запас слов, правильное звукопроизношение, грамотно построенные предложения. Кроме того, необходимо разрабатывать мелкую моторику, тренировать пальцы. Ребенок должен уметь правильно держать карандаш, ручку. Ему необходимо показать, как чертить прямые линии, овалы, кружочки. Часто родители совершают ошибку — заставляют малыша сразу рисовать печатные буквы. Но таким образом они лишь портят его почерк — вместо правильного написания у него будут каракули, которые потом не исправишь.
     То же самое касается и чтения. Ребенок, как правило, легко выучивает буквы, но с трудом складывает их в слова. Вроде весь алфавит знает, но читать не умеет. Поэтому очень полезно научить малыша сначала просто их узнавать. Для этого полезно играть с ним в лото: сначала напишите буквы на бумажках, затем разрежьте их на 2—4 части и смешайте. И пусть малыш самостоятельно соберет их в целое. Когда он научится безошибочно узнавать буквы, тогда можно перейти к чтению, никаких проблем уже не будет.
     — Обычно в кубики играют только с малышами, но можно использовать их и с дошкольниками. Пусть ребенок попробует собрать картинку по образцу. Это приучит его к усидчивости, умению работать по плану, доводить дело до конца. Но помните: малыш способен сохранять внимание не более 5—7 минут, потом ему нужна разрядка. Поэтому необходимо делать маленькие паузы, перерывы, разминки, а потом снова возвращаться к выполнению задания.
     — Нужно ли отдавать ребенка в детский сад или, если есть такая возможность, стоит воспитывать его до школы дома?
     — Я считаю, что за год до школы полезно походить в детсадовские группы кратковременного пребывания, они могут быть в детском саду, доме творчества, школе или клубе. Там ребенок научится общаться со сверстниками, строить свои отношения с ними и со взрослыми. Все-таки няня, гувернантка или домашний учитель — это не совсем то, что школьный педагог. Ребенок должен уметь слушаться, соблюдать дисциплину, иначе в первом классе ему придется трудно. Кроме того, полезно походить с малышом в музеи, театры, на выставки. Попросите, чтобы он пересказал то, что только что видел, высказал свои чувства, ощущения. Это поможет ему правильно выражать свои эмоции.
     — А какую школу лучше всего выбрать — лицей, гимназию, языковую?
     — Только ту, которая ему подходит. Часто родители выбирают учебное заведение по принципу “крутизны”, а следует по принципу полезности. Скажем, гиперактивному малышу или ослабленному, часто болеющему противопоказаны учебные заведения с повышенной нагрузкой — те же гимназии и лицеи. Он просто не выдержит нагрузки и в середине года может случиться нервный срыв. Не калечьте ребенка, лучшая школа — это не самая престижная, а самая удобная, комфортная, где ему хорошо. Родители, к счастью, в последнее время стали это понимать, поэтому не стремятся отдавать малыша в первый класс как можно раньше, чуть ли не с пеленок. Если десять лет назад средний возраст начала учебы у нас был 6 лет и 2 месяца, то теперь — 6 лет и 9 месяцев. Детей приводят в школу тогда, когда они к этому уже готовы.


    Партнеры