Мал, да удал

Банки повернулись лицом к малым и средним предприятиям

16 июля 2007 в 17:00, просмотров: 539

В середине лета сразу несколько крупных российских банков выпустили на рынок оригинальные кредитные программы, ориентированные на малый и средний бизнес (МСБ). Как стало известно “ЭВ”, в начале осени готовят к запуску аналогичные продукты и другие известные банки. По мнению аналитиков, после упорной борьбы за крупных клиентов и бума потребкредитов новым фаворитом банков может стать МСБ, который не так зависим от макроэкономической ситуации в стране, как корпоративный бизнес, и в отличие от розничного бизнеса имеет более низкие риски кредитования.

Позитивный тренд

По словам заместителя председателя правления банка “Возрождение” Людмилы Гончаровой, в прошлом году объем рынка кредитования малого бизнеса в России увеличился более чем на 90% и составил около $10 млрд.

“На данный момент кредитование малого и среднего бизнеса является одним из самых перспективных направлений развития банковского сектора. Сегодня спрос на эти услуги удовлетворен лишь на 15—20%”, — отметил заместитель председателя правления КБ “Стройкредит” Сергей Рыбин. Для сравнения: в 2006 году крупные предприятия страны получили кредитов на $140 млрд., физические лица — $40 млрд., совокупный объем кредитов МСБ не превысил и $6 млрд. Обострившаяся конкуренция на рынках обслуживания корпоративных клиентов и потребкредитования привела к снижению маржи при возрастающих рисках. К тому же недобросовестных заемщиков среди частных предпринимателей по сравнению с физлицами на порядок меньше.

Не мудрено, что многие банки увидели в кредитовании МСБ, который растет ежегодно на 70—80%, большую привлекательность.

Сейчас в стране зарегистрировано более 1 млн. предприятий МСБ. И хотя по закону главным критерием оценки малого бизнеса является численность работников в определенных отраслях (как правило, до 100 человек), большинство банков относит к среднему и малому бизнесу организации и индивидуальных предпринимателей, выручка которых не превышает 150 млн. рублей, с валютой баланса не более 30 млн. рублей.

В середине лета сразу несколько крупных банков “отметились” на рынке кредитования МСБ. Некоторые специализированные банки, как “КМБ-банк”, активно пошли в регионы и открыли свои филиалы в крупных городах страны. “В связи с ростом конкуренции и выходом на рынок большого количества банков, которые предоставляют кредиты для малого и среднего бизнеса, появилось много новых продуктов. Например, увеличились суммы кредита по беззалоговому кредитованию, разработаны спецпрограммы кредитования под залог приобретаемого имущества, в т.ч. коммерческой недвижимости, программы для бизнеса, связанного со сдачей помещений в аренду”, — пояснила начальник отдела кредитования среднего и малого бизнеса “Русь-банка” Анна Малышева. Отдельные программы предложили заемщикам уникальную возможность получить кредит с отсрочкой (льготный период до 12 месяцев).

“Сейчас клиентам активно предлагаются индивидуальные продукты обслуживания, например, различные депозитные программы, которые предполагают овердрафты, услуги по выкупу дебиторской задолженности. Особенно эти предложения востребованы среди малых и средних предприятий, которые работают с разветвленной розничной торговой сетью”, — добавила Людмила Гончарова.

Нередко по желанию клиента сотрудники банков помогают в подготовке инвестиционных проектов, проектов по переоборудованию и модернизации предприятий. Также банки готовы сопровождать международные контракты, чтобы снизить риски клиентов, например, при покупке техники.

Как считает начальник кредитного управления “Инвестиционный Промэнергобанк” Рустам Бакаев, осваивая нишу МСБ, банки делают заемные средства все более доступными: смягчают требования к залогу и заемщикам, увеличивают сроки кредитования, снижают процентные ставки. По оценке специалистов, за последние полтора года в борьбе за ИЧП, ПБЮЛ, малые и средние предприятия банки снизили ставки по кредитам на 2—3%. “Тем не менее ставки для малого бизнеса выше, чем для других категорий заемщиков, и составляют в среднем 15—17%, срок предоставления кредитов — порядка двух лет. Непрозрачность бизнеса, неудовлетворительное ведение бухгалтерского учета, отсутствие залога увеличивают кредитный риск. Традиционно наибольшим интересом у кредитных организаций пользуются предприятия торговли, а самые распространенные кредитные продукты в данном случае — овердрафт и краткосрочное кредитование под залог товаров в обороте”, — подчеркнул Рустам Бакаев. Причем при залоге товаров в обороте взять кредит до 6 месяцев зачастую можно без страхования залога, что экономит значительные средства.

Наиболее устойчивыми тенденциями на рынке кредитования МСБ стали увеличение до семи лет срока договора, введение на несколько месяцев моратория на погашение основного тела долга (что очень выгодно для “сезонного” бизнеса) и снижение до 6 месяцев минимального срока ведения бизнеса, достаточного для получения кредита. НОМОС-банк вообще сократил последний показатель до 1 дня, по сути изменив статус кредита с развития МСБ на образование нового дела. В последнее время также “вошли в моду” кредиты для руководителей под залог собственного имущества и поручительство компаньонов или близких родственников.

Решил, например, человек открыть свой небольшой ресторанчик, а собственных средств не хватает, но есть друзья, которые верят в его успех и готовы выступить поручителями. Однако в таких случаях лимит кредита редко превышает 1,5 млн. рублей. Наконец, получили распространение программы микрофинансирования, основанные на упрощенной скоринговой методике оценки. По ним кредит предоставляется без имущественного залога уже на следующий день после подачи необходимого пакета документов. “При посещении предприятия оценивается реальное состояние бизнеса заемщика, поэтому можно обойтись и без подготовки бизнес-планов”, — сообщил управляющий директор департамента среднего и малого бизнеса “Банка Москвы” Максим Шиндяпкин. Отметим, что при беззалоговом кредитовании процентные ставки значительно выше, а сроки кредитования редко превышают 18 месяцев. К тому же ограничен объем кредита. Например, “Банк Москвы” выдает кредиты без предоставления залогового обеспечения до 1 млн. рублей. До 900 тыс. рублей при наличии положительной кредитной истории выдает без залога банк “Уралсиб”.

Банки ищут партнеров

Сейчас 16 банков в столице выдают беззалоговые кредиты под поручительства Фонда содействия кредитования малого бизнеса Москвы, учрежденного столичным правительством. “Размер поручительства фонда по кредитам, выдаваемым банком малым предприятиям, может составлять до 50% предоставляемого кредита, но не более 5 млн. рублей”, — сообщил руководитель дирекции клиентского менеджмента малого бизнеса банка “Уралсиб” Дмитрий Мельников. Эта программа пока не имеет приоритетов. Таким образом, написать заявку на получение банковских гарантий и получить бесплатную консультацию при департаменте малого и среднего бизнеса Москвы может любой предприниматель. По словам руководителя департамента Михаила Вышегородцева, на середину июня фонд предоставил более 140 поручительств на общую сумму более 410 млн. рублей, что позволило представителям МСБ привлечь кредитов на 800 млн. рублей. Аналогичную программу полгода развивают и “Русь-банк” с Росгосстрахом. В ней заемщик может предоставить обеспечение всего на 50% суммы кредита, а на оставшуюся половину гарантию дает Росгосстрах. В рамках данной программы уже выдано кредитов на сумму около 100 млн. рублей. При этом в соответствии с федеральной программой поддержки малого бизнеса заемщики получили компенсацию стоимости гарантий из федерального бюджета на 1 млн. рублей.

Как считает начальник управления по работе с корпоративными клиентами КБ “Московский Капитал” Богдан Степанов, в целом сегодня сложились понятные для МСБ условия получения кредитов. “Сейчас четко оформился подход банков к залоговому обеспечению и поручительствам собственников бизнеса по срокам и ставкам. МСБ получил в банках альтернативу кредитам в виде факторинга и лизинга, который особо удобен при обновлении основных фондов. Однако использование лизинговых схем обходится дороже, чем кредит”, — заключил Богдан Степанов.

Выбор кредита

При выборе конкретного банковского продукта в первую очередь следует обращать внимание на схему погашения кредита: либо это кредит с погашением аннуитетными (равными ежемесячными) платежами, либо с погашением в конце срока, кредитная линия или овердрафт, считает Анна Малышева. График погашения должен совпадать с движением финансовых потоков в бизнесе малого предприятия. Если, например, предприятие берет кредит с погашением всей суммы в конце срока, то это изъятие должно быть безболезненным для бизнеса компании после окончания срока кредитования. Если же предприятие имеет регулярные денежные поступления, но одномоментное изъятие значительной суммы, сравнимой с ежемесячной выручкой, может являться затруднительным, то есть смысл выбрать кредитный продукт с ежемесячным графиком погашения кредита.

Ежемесячное погашение кредита также удобно в случае существенного влияния фактора сезонности на деятельность компании, тогда есть возможность предусмотреть сезонный график выплат.

От графика погашения кредита, по мнению Анны Малышевой, также сильно зависит абсолютная величина начисленных процентов. В результате удорожание кредита, привлеченного предприятием под меньшую процентную ставку, но с погашением в конце срока, может оказаться больше, чем изначально более дорогого кредита с ежемесячным погашением. Заместитель директора департамента МСБ Импэксбанка Дмитрий Закабунин добавил, что помимо ставки по кредиту, предложенной в банке предпринимателю, следует обратить внимание на условия страхования, различные комиссии и в итоге посчитать конечную стоимость кредита.

“Выбирая кредитный продукт, необходимо четко понимать, для чего привлекаются ресурсы: на пополнение оборотных средств или для приобретения основных. В зависимости от этого и выбирать продукт. Главное, чтобы условия, предлагаемые банками, не нарушали нормальный операционный цикл предприятия, а наоборот, учитывали его”, — заключил Дмитрий Закабунин.

Проблемы и перспективы

Главной проблемой, препятствующей развитию кредитования малого бизнеса, начальник управления розничного кредитования НОМОС-банка Олег Луговой считает отсутствие у малых предприятий достаточного ликвидного залогового обеспечения. Сказываются “молодость” российского малого бизнеса и связанная с этим проблема стартового капитала. Сегодня средний возраст 50% компаний, представляющих малый бизнес, не превышает 3 лет. 25% из них существуют менее года. Для кредитных организаций между тем возраст заемщика имеет важное значение. Банки, как правило, не кредитуют предприятия, которые существуют менее шести месяцев.

На взгляд Сергея Рыбина, расширению кредитования МСБ мешают сложности с оценкой финансового состояния потенциального заемщика. Небольшие компании часто могут предоставить только разрозненную информацию о своей финансовой деятельности. Кроме того, сейчас из-за высокого налогового бремени у многих заемщиков значительная доля бизнеса находится в тени. Именно значительная доля “серого оборота” в бизнесе предприятий и является основной причиной отказа. Как считает Олег Луговой, нужна государственная программа, направленная на поддержку малого бизнеса. В ней в первую очередь должны быть созданы механизмы, направленные на повышение прозрачности малых предприятий, что поможет банкам быстрее и адекватнее оценивать их бизнес и, соответственно, предлагать максимально выгодные условия. Кроме того, должны быть механизмы предоставления со стороны государства субсидий, гарантий и поручительств.

Пока Минэкономразвития готовит эти предложения, многие банки, по данным “ЭВ”, завершают разработку нового механизма скоринговой оценки и мониторинга предприятий малого и среднего бизнеса. Это, по мнению аналитиков, позволит уже в ближайшем будущем вывести на рынок банковских услуг новые продукты, ориентированные на потребности частных предпринимателей. Параллельно создаются специальные “пакетные” предложения для данной категории клиентов: в частности, заемщику будет выдаваться корпоративная бизнес-карта, оказываться услуги мобильного банкинга.

К осени борьба за клиентов из МСБ обострится. Как стало известно “ЭВ”, ряд ведущих банков на радость частным предпринимателям готовит к запуску кредитные продукты на открытие бизнеса. По оценке экспертов, потребности малого и среднего бизнеса в заемных средствах можно оценить минимум в $25—30 млрд. Так что рынку кредитования МСБ есть куда развиваться.

Рекомендации “ЭВ”

Как правильно выбрать банк

• При выборе кредитора прежде всего необходимо обращать внимание на наличие в банке специализированных программ кредитования малого бизнеса. В этом случае клиент сэкономит время, поскольку благодаря отработанной методике кредитования заявка будет рассмотрена за пару-тройку дней на основании упрощенного по сравнению со стандартным пакетом документов.

• Ищите банк, который готов  выступить для заемщика не только как кредитор, но и как финансовый консультант-аудитор. Специалисты банка после изучения документов и положения дел выдадут реальную картину финансового “здоровья” предприятия. От этого выигрывают и кредитор, и заемщик.

• При выборе банка несомненно важное значение имеют параметры предлагаемых продуктов: условия, стоимость и пр. Однако зачастую на первый взгляд выгодные условия по продуктам не столь уж и выгодны применительно к конкретному заемщику, а уровень обслуживания клиента откровенно не на высоте. Поэтому рекомендуем клиентам обращать внимание на репутацию банка, сложившуюся на рынке и в своей профессиональной среде, чтобы быть уверенным в том, что вы получите необходимые услуги ожидаемого качества в приемлемые сроки.

• Не лишним будет поинтересоваться у банкиров и о возможных “маленьких подарках”. Тем более что банки при возможности охотно идут навстречу клиентам. По индивидуальному соглашению нередко предоставляются заемщику мораторий на погашение основного тела долга. То есть по индивидуальному графику он может несколько первых месяцев, получив свободные средства в оборот, платить только проценты.

Таблицу кредитных условий для малого бизнеса  вы можете посмотреть в формате PDF.



Партнеры