Дипломат. Вокзал. Россия

Британский лев прорычал, но не искусал

После долгих угроз британский лев наконец ринулся в атаку на российского орла. Четыре наших дипломата покинут Лондон, а нашим чиновникам затруднят получение британской визы. Однако боевая риторика Лондона прикрывает главное. Пойдя на такие скорее символические меры, премьер Гордон Браун посылает ясный сигнал Москве: Британия не хочет портить отношения с Россией в сферах, которые по-настоящему важны.

Выступая в палате общин с заявлением о санкциях против Москвы, свежеиспеченный шеф МИДа Дэвид Миллибенд мог на минуту почувствовать себя великим британским государственным деятелем XIX века лордом Пальмерстоном. В 1850 году греческое правительство отказалось заплатить компенсацию за разграбление дома живущего в Афинах британского подданного Дона Пацифико. В ответ английский министр иностранных дел лорд Пальмерстон заявил, что британский подданный должен по всему свету чувствовать себя под защитой сильной руки британского правосудия, и послал в Эгейское море боевые корабли. После двух месяцев блокады Греция капитулировала.

Однако речь идет не о реальной исторической аналогии, а о впечатлении, которое британское правительство хочет создать в глазах публики. И дело здесь вовсе не в том, что в 2007 году бесполезно угрожать Москве использованием английского флота. В нашем посольстве в Лондоне трудится 66 дипломатов. А как заявляют местным газетчикам местные же спецслужбы, число офицеров нашей разведки в британской столице колеблется в районе 30. Если бы Гордон Браун был готов не на словах, а на деле испортить отношения с Кремлем, он вряд ли бы ограничился высылкой 4 человек. Тем более что прецеденты по-настоящему зрелищных депортаций наших дипломатов из Лондона уже были. Например, в 1971 году премьер Эдвард Хит выслал из Британии аж 105 сотрудников советского посольства.

Причина несовпадения слов и дел правительства Брауна лежит на поверхности. Великобритания — крупнейший иностранный инвестор в экономику России. Счет идет на миллиарды долларов. И подвергать эти инвестиции настоящему риску никому не хочется. В то же самое время Гордон Браун не может себе позволить смотреть сквозь пальцы на отказ Москвы выдать Лугового. Расправляясь с Литвиненко, его убийцы одновременно подвергли риску жизни тысяч британских граждан. И несерьезное отношение британского правительства к этому фактору могло бы нанести ему просто непоправимый политический ущерб.

Москве стоит правильно оценить смысл сигнала, посланного Лондоном. Четыре сотрудника британского посольства в Москве должны в скором времени получить предписание вернуться на родину. Если этого не произойдет, то даже сами британцы ахнут от изумления. Но наша власть не должна впадать в истерику, как в случае с недавним кризисом вокруг Эстонии и, например, начинать кампанию травли британского бизнеса в России. Москве следует последовать примеру Лондона и ограничиться красивыми жестами, а не реальными делами.

P.S. Несмотря на решение Лондона ввести в отношении России ограничения визового характера, обычным гражданам, желающим съездить в Британию, чересчур тревожиться не надо. Британцы утверждают, что ограничения касаются только тех визовых заявок, которые получены из российского правительства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру