Есть повод для доски

Вернутся ли шахматы на былые позиции?

Сегодня, 20 июля, — Международный день шахмат, который отмечается по инициативе ФИДЕ более 40 лет. Этот праздник — хороший повод для серьезного разговора о шахматах.

60-е годы прошлого века были для них золотым временем, в начале нынешнего шахматы заметно сдали. Если раньше многие издания гордились своим шахматным отделом, то теперь обращаются к игре, только если разразится “туалетный скандал”. Почему же у нас шахматы потеряли былую популярность? Этому есть четыре причины.

 

Народная игра

У молодежи появилось много новых возможностей — и интересных, и сулящих материальную выгоду. Так, если говорить о спорте, то еще недавно малоизвестные развлечения — боулинг, гольф или фитнес — и даже полузапрещенные карточные игры, например, покер и бридж, стали у нас модным увлечением. Юноши и девушки с интеллектуальным уклоном могут теперь помимо шахмат реализовать свой творческий потенциал разными способами, прежде всего в компьютерах и бизнесе. В условиях такой конкуренции не слишком зрелищным, к тому же неолимпийским шахматам (Самаранч и Илюмжинов не довели дело до конца) трудно держаться на прежней высоте. Кстати, еще больше пострадали шашки, которые как вид спорта вообще исчезли с горизонта.

Контраргументы. Да, это причина объективная: смотреть боксерские схватки или заезды “Формулы-1” увлекательнее, чем разыгрывать гроссмейстерские партии. Но скажите, много ли у вас знакомых боксеров или автопилотов? Не уверен. А шахматистов? Наверняка сразу припомните, кто играет вполне прилично.

Особенно радостно, что сейчас стремительно развиваются детские шахматы. Проводится масса турниров, увеличивается приток в кружки. Так, клуб им. Т.Петросяна в Москве посещают более 300 детей. В интеллигентных семьях родители стремятся к гармоничному развитию своих чад. Но если для накачивания мускулатуры есть большой выбор: гимнастика, плавание, теннис, то для гимнастики ума у шахмат нет конкурентов — и родители это понимают.
Как заметил на прямой линии “МК” участник первенства мира Александр Грищук, в СССР популярность шахмат была искусственно раздута, поскольку они составляли часть идеологии, да и возможностей увлечься чем-то интересным было мало: “Но шахматы по-прежнему народная игра. Говоря афористично, если раньше шахматы были незаслуженно популярны, то сейчас незаслуженно непопулярны”.

 

Чемпион выходит на претендента

По шахматам больно ударило разрушение традиционной системы розыгрыша первенства мира. Когда-то все было ясно — Ботвинник, Смыслов, Таль и т.д. В начале 90-х гениальный игрок, но большой себялюбец Гарри Каспаров вышел из ФИДЕ и образовал собственную систему. Скоро она благополучно рухнула, а неразбериха на Олимпе продолжается до сих пор. Хорошо знаю, что многих поклонников игры сильно раздражало существование двух чемпионов мира — и они потеряли всякий интерес к шахматам. Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов сумел покончить с двоевластием, но в результате возникло еще больше путаницы. Если раньше победитель претендентского отбора выходил на чемпиона мира, то ныне чемпион обязан сыграть с претендентом. Парадокс! В самом деле, в случае победы осенью в Мехико Владимир Крамник станет четырехкратным чемпионом мира и завоюет право… встретиться с поджидающим его Веселином Топаловым!

Контраргументы. Уверен, что все постепенно образуется. За 120-летнюю историю чемпионатов мира случалось всякое. Один матч вообще ставится под сомнение (Ласкер — Яновский, Париж, 1909), другой был прекращен в самый неподходящий момент (Карпов — Каспаров, Москва, 1985). И ничего, шахматы живут. Чемпионы приходят и уходят, а древняя игра остается.

 

Небожители спустились на землю

Шахматам серьезно угрожают компьютеры, которые все чаще громят чемпионов. Надо признать, что появление электронных гроссмейстеров заметно пошатнуло величие белковых, престиж корифеев сильно поколеблен. В прежние годы видные шахматисты казались какими-то небожителями, теперь в глазах общественности они выглядят как нормальные люди, а не “ума палата”.

Контраргументы. Человек слабее машины — факт грустный, но бесспорный. И не стоит отчаиваться, надо находить плюсы. А их предостаточно. Благодаря компьютерам быстро растут таланты, не случайно то тут, то там обнаруживаются шахматные вундеркинды. Повышается качество анализа, легче постичь шахматную истину. Тысячи, а то и сотни тысяч любителей и профессионалов играют в Интернете, экономя время и средства. Так что шахматы скорее счастливая игра — в каком еще виде спорта можно участвовать в соревновании, не выходя из собственного дома?! Пока московский “Спартак” летит на футбольный матч во Владивосток, успевает пройти целый шахматный турнир!

 

“А на фига?”

Обидно, но в шахматах сейчас нет личностей уровня Ботвинника, Кереса, Бронштейна, Таля, Полугаевского. Постарели Смыслов, Тайманов, Спасский. А многих наших современных звезд отличает пофигизм. Вот один пример. Автор этих строк пригласил как-то Петра Свидлера в редакцию “МК” провести “прямую линию”. Не помню точного ответа гроссмейстера, но смысл его был вполне однозначен: а на фига? Другой участник чемпионата мира, Александр Морозевич, недавно заявил: “Хочу сделать паузу в общении с прессой”. А если пресса сделает паузу в общении с ним, не забудут ли быстро его имя? Публичные люди всегда считали своим долгом общаться с прессой, чтобы повысить популярность того дела, которому они служат. Но бывают, как видим, и исключения.

В прежние годы советские гроссмейстеры охотно обсуждали с журналистами и поклонниками шахмат любые темы. При этом в чемпионатах СССР с их участием зал был переполнен, невозможно было достать билет. У некоторых нынешних супергроссмейстеров чересчур много апломба, самовлюбленности и самодовольства. Ну что ж, тогда нечего удивляться, что на чемпионате России (с участием того же Свидлера) присутствует два с половиной зрителя. Как бы и их не растерять!

Контраргументы. Как мы уже установили, гроссмейстеры — обычные люди, только лучше других двигают деревянные фигуры по доске. И не всегда удается найти в них изюминку. Популярность шахмат сейчас больше зависит от ярких личностей в руководстве. А здесь как раз все в порядке. В каком еще виде спорта президентом федерации и первым вице-президентом являются люди столь высокого полета: вице-премьер и глава Экспертного управления Администрации Президента России (фактически “главный экономист при Путине”) — Александр Жуков и Аркадий Дворкович, два замечательных экономиста? Только в шахматах! Будем надеяться, что у этих колоритных личностей любовь к народной игре не остынет и они еще немало сделают для шахмат. А там, глядишь, появятся и яркие фигуры среди игроков.

Какое же место должны в идеале занимать шахматы среди других видов спорта? Когда шахматисты отдыхают на своих сборах, они играют в футбол. Когда футболисты летят на матч в другой город, они играют в шахматы. Вот вам и ответ на вопрос.

С Международным днем шахмат!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру