Родовая драма

Акушерку впервые осудили за помощь на дому

“Буду рожать дома!” Эту фразу работники столичных женских консультаций слышат в среднем 2—3 раза в день. И каждый раз, словно школьник-зубрила, заученно повторяют: “Зачем вам это надо? Дело нервное, грязное и опасное”.

Они знают что говорят.

Недавно в столице завершился уникальный судебный процесс. Служители Фемиды впервые привлекли к уголовной ответственности акушерку за неудачные домашние роды. В результате операции малыш родился больным. В отчаянии молодая мама покончила с собой. Присутствовавшей при появлении младенца на свет повитухе дали срок — правда, условный. И теперь юных москвичек старательно отговаривают от родов в полевых, точнее, в домашних условиях. “МК” выяснил подробности печальной истории, а также попытался выяснить, стоит ли вообще рожать дома? И какие меры предосторожности следует при этом соблюдать.

• Анна Ронина была психологом. В свои 24 года даже успела написать книжку “Занятия психолога с детьми 2—4 лет. Период адаптации к дошкольному учреждению”. И к самому, как она надеялась, радостному событию в жизни — рождению ребенка — Аня отнеслась более чем ответственно.

Забеременев зимой 2003 года, москвичка сразу же встала на учет в женскую консультацию, а весной обратилась в центр для подготовки к родам с красивым названием “Жемчужина”, что на Покровском бульваре.

Там беременных обещали обучить теоретическим основам родов, преподать гимнастику, обеспечить занятия в бассейне.

— И учили рожать самостоятельно, — вспоминает муж Анны Андрей. — Педагоги объясняли, что в роддоме могут по ошибке вколоть не те лекарства. А на сложностях, которые могут возникнуть при появлении малыша в домашних условиях, они предлагали не зацикливаться. И, собственно, ничего конкретного об этих сложностях не говорили.

Возможно, именно тогда Анна определилась в своем выборе. И за два месяца до рождения начала закупать все необходимое для домашних родов. По словам мужа Анны, две сотрудницы “Жемчужины”, Дарья и Людмила, гарантировали свое присутствие при родах. За оказание всей необходимой помощи родители собирались заплатить 500 долларов.

• — Роды у Ани начались 3 ноября, в три часа ночи, — рассказывает Андрей. — Мы сразу же позвонили Дарье и Людмиле. В пять утра они сказали, что выезжают, но Людмила приехала только через три часа. Примерно через 10—20 минут после ее приезда Аня родила сына. Рожала она стоя.

Всеми послеродовыми процедурами занималась приехавшая еще позже Дарья. Акушерки в один голос отсоветовали женщине пользоваться услугами традиционной медицины. Мол, ребенок немного недоношенный и в случае обращения к врачам в районную поликлинику его могут госпитализировать. На следующий день из центра приехал детский врач и успокоил мамочку: дескать, у малыша нет серьезных отклонений, все просто замечательно.

Но с мнением врача не согласились родители Анны. И вызвали “скорую”. Приехавшие к роженице врачи схватились за голову. Из-за неправильного ведения родов пациентка потеряла очень много крови.

Несвоевременная обработка и отсечение пуповины привели к воспалению в пупочном кольце. А из-за того, что не было профилактики воспаления слизистых оболочек глаз, у младенца начался конъюнктивит, также обнаружился дефект стопы. Кроме того, у малыша обнаружились признаки внутриутробного кислородного голодания. Мальчик нуждался в особых условиях выхаживания, что возможно только в специализированном стационаре.

Анну и ее сына госпитализировали. Состояние младенца не улучшалось. “Я совершила большую ошибку, рожая дома. Эти женщины причинили только вред! Что мы наделали, зачем согласились на домашние роды”, — твердила как заклинание молодая мать. 16 ноября, за три дня до выписки, Анна Ронина приняла последнее решение в своей жизни. Женщина была уверена, что свою вину перед сыном может загладить только смертью. И выбросилась с 6-го этажа больницы.

• Эксперты подтвердили: медицинская помощь при родах была оказана неквалифицированно. Врач тщательно не обследовал пациентку и не заметил, что часть плаценты осталась у роженицы. Поэтому впоследствии и началась интоксикация организма. Активная гормональная перестройка, лактация, вина перед ребенком и сожаление, что не послушалась родных, — все это и толкнуло Анну на роковой шаг. А малыш в результате получил вторую группу инвалидности.

Мать погибла, сын, возможно, останется инвалидом — кто-то должен ответить за этот кошмар! Брат Ани, начинающий юрист, отправился в Бабушкинскую межрайонную прокуратуру.

Но кого было привлекать к ответственности за произошедшее?

В записной книжки сестры Михаил обнаружил телефоны обеих акушерок. Но оперативникам удалось найти только Дарью Стрельникову (фамилия изменена). И дама заявила следствию, что… никакой договоренности с семьей Рониных о домашних родах у нее не было! И действительно, обвинить женщину во лжи почти невозможно. Ведь никакого письменного договора семья с ней не заключала.

Тем не менее в том, что “Жемчужина” оказывает такие услуги, нет никаких сомнений. Сразу же после трагедии брат Ани ездил в центр, и там ему предложили провести домашние роды. Да и в рекламе центр не скрывал, что их специалисты занимаются подобными вещами. Впрочем, местные медики открестились от Стрельниковой.

Женщина заявила, что всего лишь арендовала там помещение и проводила встречи с будущими мамами. По версии Дарьи, Анну она видела в офисе несколько раз. Ронина действительно позвонила ей, когда начались роды. Дарья в тот день как раз собиралась с семьей к родителям, которые живут рядом с Анной, поэтому и решила заодно проведать роженицу.

• “В моем лице пытались осудить всю систему домашних родов”, — считает Дарья Стрельникова. Она во всем винит врачей больницы, куда доставили Ронину. Дескать, у роженицы воспаление было в начальной стадии, и лишь после пребывания в больнице состояние резко ухудшилось. А у ребенка проблемы с глазками и с пупком возникли просто из-за недостаточного ухода. Врачи же были обязаны понять, что больная находится в подавленном состоянии, и пригласить психолога.

Но слова к уголовному делу не пришьешь. Зато, как пояснила “МК” Бабушкинский межрайонный прокурор Ольга Пушкина, в распоряжении стражей порядка осталась записка Анны, которую она написала в больнице и отдала родным. В ней она просила брата обратиться в правоохранительные органы. Также в распоряжении следователей оказались показания брата, матери и мужа Анны. А Стрельникова оказалась на скамье подсудимых.

Дарье вменили в вину занятия частной медицинской практикой без лицензии на избранный род деятельности.

— Она по специальности акушер-гинеколог. И имеет высшее медицинское образование, но у нее нет лицензии, — поясняет гособвинитель Бабушкинской межрайонной прокуратуры Татьяна Бутрина. — Также женщине вменялось оставление в опасности роженицы и ее сына. Но судебный процесс произошел через три года после трагедии, а наказание по этой статье УК РФ предусматривает 2 года лишения свободы. Поэтому за истечением срока давности эту статью сняли. Кроме того, судья посчитала, что после ухода Дарьи из квартиры Анна все же осталась не одна, а с мужем.

— У меня такое дело первое. И оно было непростым, — комментирует федеральный судья Бабушкинского суда Наталья Полосина. — Могу сказать, что при родах в больнице вину врача доказать легче. Ведь в роддоме присутствует большое количество людей. А при домашних родах свидетелей практически нет.

В результате за медицинскую практику без лицензии суд приговорил акушерку к 3 годам и 4 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком на три года. Кроме того, семья Рониной подала иск о возмещении ущерба на сумму 600 тысяч рублей.

За это время маленький Данила из несмышленыша превратился в сознательного человечка. Мальчик читает стихи, играет на ксилофоне, снимает детские фильмы и с удовольствием выступает на утреннике в детском саду.

Внешне он ничем не отличается от других детей. И лишь родные знают, как непросто это далось. Возможно, все было бы иначе, отправься Анна рожать в больницу. И уж точно, тогда у Данилки была бы мама.

• Споры между сторонниками традиционных родов и приверженцами домашней медицины длятся уже не первый год. Конечно, как рожать ребенка — выбор индивидуальный. И у беременной есть право самой это решать.

Главное, чтобы сделано это было на основе достоверной информации о плюсах и минусах того или иного способа.

Ведь замалчивание части информации — явление для нашей медицины нередкое. “Слишком умные стали”, — иногда отвечают врачи, когда пациенты пытаются выяснить побочные действия того или иного препарата, интересуются осложнениями после анестезии или кесарева сечения. Кроме того, не следует забывать о деньгах.

Ведь от того, что выберет беременная — домашние роды или операцию в роддоме, — деньги получит та или иная сторона.

Увы, специалисты единодушны: юридически привлечь сотрудников медицинских консультаций за сокрытие информации почти невозможно. За все отвечает только молодая мать, которая сама сделала свой выбор.

Наказать кого-то при неудачных домашних родах еще сложнее. Часто и медцентр, и принимающая роды акушерка в случае ЧП просто исчезают, растворяются во времени и пространстве. Вот и получается, что юридически такие роженицы и их дети оказываются практически не защищены. Каждый имеет право на ошибку.

 Важно только понять, какую цену придется заплатить.

Мнение экспертов


 

ПРОТИВ

Врач акушер-гинеколог высшей категории городской клинической больницы №36 Татьяна РАСКИНА:

— Всех женщин с патологиями, которые возникают при домашних родах, свозят к нам. И могу сказать, что все говорит против подобного вида родов. Это и инфекция у матери и ребенка, и переломы, и асфиксия, и травмы родовых путей, и кровотечение, если плацента отделена не вовремя. А воспалительные заболевания после родов лечатся необычайно тяжело. В роддоме у нас все под контролем. Мы видим состояние плода с помощью мониторов и фиксируем малейшие изменения. Есть специально придуманная рахмановская кровать, позволяющая создать такую ось, при которой ребенок легче всего проходит по родовым путям. Всегда дежурит бригада врачей, среди которых детский врач и реаниматолог. Ведь малыша можно спасти в течение 20 минут.

Дальше начинаются необратимые изменения мозга. Кроме того, у сотрудников роддома есть высшее образование и огромный опыт. А есть ли он у акушеров, берущихся за домашние роды?

ЗА

Акушер-гинеколог частной клиники Вероника ДОМОГАРОВА:

— Основное преимущество домашних родов в том, что роды в роддоме — это неестественная ситуация. Любая самка в природе — а люди это прежде всего млекопитающие, — перед тем как произвести потомство, готовит пространство, заселяет его своей микрофлорой и т.д. И если в процессе родов она куда-то перемещается, организм воспринимает это как нечто экстремальное. Поэтому, когда женщина с родами едет в больницу, организм воспринимает это как стресс.

Второе — это то, что в роддомах практикуются медикаментозные роды.

Хочет женщина, не хочет, без гормональных препаратов она не родит. Большинство кесаревых сечений сегодня делается без показаний. Повсеместно применяется окситоцин, гормон, влияющий на сокращение матки. Врачи роддомов получили руководство Минздрава, в котором говорится, что ребенок во время родов страдает. И значит, все надо провести скорее. Домашние роды могут длиться сутки. В роддоме врач сутки стоять не будет.

Это конвейер, который не предполагает индивидуальности. А роды — это процесс индивидуальный.

Третье — это то, что в роддоме ребенка после родов у матери забирают. А это мешает установлению между мамой и ребенком нормального контакта и просто ввергает обоих в депрессию.

Но тем не менее рожать дома может только подготовленная женщина, которая предварительно посещала подготовительные курсы и знает, как должны проходить роды!

Если вы решили рожать дома


По мнению доктора меднаук, профессора анестезиологии и реаниматологии, члена правления “Лиги защитников пациентов” Алексея СТАРЧЕНКО, необходимо:

• Настроиться, что за домашние роды ответственность в первую очередь несет роженица, поскольку именно она принимала решение.

• Проверить у фирмы, предлагающей свои услуги, лицензию на амбулаторно-поликлиническую помощь. У фирмы должно быть стационарное помещение со всем необходимым оборудованием (медцентр), где беременная пройдет предварительное обследование. Врачи должны определить, нет ли показаний, делающих домашние роды невозможными. Например, тазовое предлежание ребенка или необходимость кесарева сечения.

• Попросить врачей показать дипломы и расспросить о специализации в акушерстве и гинекологии, а также уточнить опыт работы и количество принятых родов.

• Попросить координаты молодых мам, которые уже рожали у этого специалиста.

• Проследить, чтобы вас подробно проинструктировали насчет необходимого для домашних родов оборудования. Например, “родовую” комнату за час до родов необходимо облучить ультрафиолетовой лампой для обеззараживания помещения. Проследить, чтобы акушер был в стерильных перчатках и с набором инструментов.

• Продумать возможность быстрой эвакуации в случае непредвиденных осложнений. В столице есть организация, которая официально занимается приемом домашних родов и организует рядом с роженицей дежурство своей реанимационной бригады с машиной.

• Заключить договор, в котором будут указаны полные данные и все координаты врачей, принимающих роды. А также расписаны их обязанности.

• Если нет возражений роженицы, снять роды на камеру. Тогда юридически легче будет доказать какую-либо ошибку акушерки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру