Предпринимательство По-Итальянски

22 июля 2007 в 16:30, просмотров: 452

Италия — страна малых компаний и семейных предприятий. Но сегодня они переживают сложные времена.  Спасение подобных компаний, а точнее, всей итальянской экономики — задача не из легких… Итальянское правительство, вооружившись макаронами и пармской ветчиной, взяло курс на освоение новых рынков, в том числе и русских просторов.

Итальянцы нащупали свою золотую жилу в мировой индустрии азиатских драконов и промышленных гигантов.

Секрет этот заключается в том, чтобы производить такой товар, аналогов которому нет нигде в мире. По этому случаю существует даже анекдот: “Китайцы приехали в Италию для того, чтобы купить секретную технологию производства пармской ветчины”. “Что тут смешного? — спрашиваю у итальянского предпринимателя, — тут не смеяться, а плакать нужно”. “Нет, над этой историей мы смеемся, ведь секрет пармской ветчины очень прост — это солнце, соль и руки Италии, а это не продается и не подделывается!” — отвечает довольный бизнесмен.

Практически в каждом итальянском доме можно найти ремесленную мастерскую, мини-цех или семейное производство. О том, сколько в их стране малых компаний, не знают даже сами итальянцы. Зато об их количестве, а самое главное — о доходах очень хочет знать местная Финансовая гвардия (налоговая полиция).

Итальянские финансовые гвардейцы ежегодно в ходе плановых проверок выводят на “свет божий” от 6 до 7 тысяч “уклонистов” — малые и мелкие фирмы, работающие нелегально на квартирах, виллах, частных фермах и в заброшенных цехах. Дело это очень сложное — до 60% малого бизнеса приходится на семейные компании. Но очень прибыльное — под нажимом фискалов выявленные уклонисты ежегодно пополняют местный бюджет не менее чем на 7—8 млрд. евро.

А ведь итальянцев деньгами надо не наказывать, а поощрять. Вот уже который год подряд “рост” итальянского ВВП варьируется от 0 до -5%. Дефицит госбюджета под стать ВВП — от -4,3% в 2003 году и до -5% в 2006-м.

МВФ и ВТО еще десять лет назад предупреждали о подобной ситуации. Но итальянское правительство слишком легкомысленно отнеслось к мрачным прогнозам и со всей широтой южного темперамента распахнуло двери китайскому импорту. Гости оказались не столь дружелюбны. Они оперативно завалили местные рынки контрафактом, подделками и просто дешевыми товарами. К примеру, импорт китайской мебели в Италию в 2004 году составлял 9,2%, в 2005-м — 13%, а в 2006-м — уже 16%. С обувью и одеждой дела обстоят еще хуже.

Китайцы уже заполонили более 35% местного рынка верхней одежды, белья, мужской и женской конфекции и обуви. А пока итальянское правительство пыталось договорится с ВТО насчет того, чтобы резко снизить китайцам квоты на импорт в страны ЕС, на местный рынок аккуратно и тихо вышли индусы. Сегодня их доля на итальянском рынке одежды, изделий из трикотажа, хлопка, шелка и льна превышает 18%.

Итальянские предприниматели буквально теряют почву под ногами. У них резко сокращаются объемы экспорта в столь традиционных для них сферах, как производство одежды, мебели, обуви, сантехники и керамики. В среднем сокращение итальянского экспорта составило более 15%. Первыми предали своих итальянских поставщиков немцы и англичане, итальянский экспорт в Германию снизился более чем на 12%, а в Великобританию — на 15%. Спрос на товары под знаком “сделано в Италии” упал в Восточной Европе на 20%. Зато теперь можно говорить о тех, кто традиционно поддерживал и поддерживает итальянскую экономику. Это Франция, Бельгия и Испания. В этих странах наблюдается рост импорта товаров из Италии.

Итальянские бизнесмены, как русские богатыри, из сложившейся ситуации видят три выхода. Первый путь — погружение в тень. Эта дорожка самая сладкая и удобная. По ней уже отправилось 36% малых компаний сельскохозяйственного производства, 10% малых и микропредприятий промышленности, 13% компаний строительства и более 22% фирм, специализирующихся на сфере услуг. Но в данном случае придется постоянно помнить, что жандармерия не дремлет. Ее ищейки постоянно выискивают гастарбайтеров из стран Восточной Европы, незарегистрированные и нелицензированные производства.

Более удачным для итальянского предпринимательства может оказаться второй вариант выхода из кризиса. Он предполагает концентрацию максимальных усилий на сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности. Последние годы именно сельскохозяйственная и пищевая индустрии переживали стабильный рост — не менее чем 8—12% в год. Фермеры увеличивали посевные площади и стабильно наращивали объемы производства сои, оливок, пшеницы мягких и твердых сортов, подсолнечника, сахарной свеклы, фруктов и винных сортов винограда. При этом потенциал для роста еще есть. Общая площадь пригодных для землепользования угодий во владении фермерских хозяйств составляет примерно 20 млн. га, из которых реально возделывается чуть более 13 млн. га. Общее число занятых в сельском хозяйстве составляет 1,2 млн. человек. 60% из них фермеры, остальные 40% — работники по найму. При этом каждый седьмой наемный рабочий в сельскохозяйственной отрасли — легальный иммигрант из стран — не членов ЕС.

В результате роста объема сельхозпроизводства наблюдается стабильный успех и пищевой промышленности Италии. Макароны, сыры, ветчинные и колбасные изделия, пицца, кондитерские изделия “made in Italy” пользуются стабильным спросом во всем мире. Никому и в голову не придет покупать китайские макароны, пасту или оливковое масло. Тут население планеты оказалось консервативно, что весьма на руку итальянским промышленникам. На благо пищевой промышленности Италии трудится 36 тысяч малых, мелких и даже микропредприятий пищевой отрасли.

Так, молочно-сыродельческий сектор обеспечивает итальянской экономике более 14 млрд. евро ВВП, кондитерка, мясопереработка и виноделие нарастили собственные обороты аж до 10, 7,5 и 7,2 млрд. евро ежегодно (соответственно). И, конечно, одним из приоритетных секторов пищевой промышленности Италии является производство макаронных изделий, которое только в 2005 году составило более 3,5 млн. тонн. Наибольший спрос на итальянские макароны наблюдается в Германии (20% экспорта), Франции (14%) и Великобритании (13%).

Третий путь выхода из кризиса предложило итальянское правительство. Помочь было решено не советом, а материально. Государственное акционерное общество “СИМЕСТ” еще в 2004 году объявило об увеличении финансирования инвестиционных и венчурных проектов итальянских малых и средних компаний на территории России, Китая, Румынии, Польши и Хорватии.

Одно “но” сдерживает итальянских предпринимателей — это языковые барьеры. Поэтому им необходимы постоянные “толкачи” их товаров за рубежом, а также штаты переводчиков и торговых представителей. В это русло также направлена государственная поддержка итальянского бизнеса. Как и 300 лет назад, сегодня во всех странах мира, во многих крупных городах открываются итальянские торгпредства, отделы и бюро по развитию и расширению предпринимательской интеграции. За государственный счет организуются многочисленные выставки как в самой Италии, так и за ее пределами. А из местных бюджетов оплачиваются командировки потенциально интересных для итальянских компаний закупщиков самых разнообразных товаров.

ТАЙМ-АУТ

• Объявление: “Требуется продавец косметики в книжный отдел продовольственного магазина”.

• Объявление. Фирме “Грандзибль интернешнл” — средний оклад 20 000 у.е., бесплатное питание, соцпакет, униформа от Версаче, служебный транспорт от Порше, два раза в год бесплатные корпоративные выезды на отдых в Антиб и Куршевель — НИКТО НЕ ТРЕБУЕТСЯ! По телефону 123-45-67 НЕ ЗВОНИТЬ!

• Разговор детей:
— Я вчера влез на папкин комп — там такая чумовая игра “1С Бухгалтерия”, я до третьего уровня дошел!
— А дальше?
— Дальше меня налогами задавили.

• Ревизор — директору продмага:
— Вся ваша недостача списана на мышей, а я не обнаружил ни одной норки!
— Так это были летучие мыши!



Партнеры