По Чуть-чуть

Как продаются и покупаются небольшие компании

22 июля 2007 в 15:52, просмотров: 392

Многие из наших соотечественников, желающих открыть свой малый бизнес, приходят в него через покупку уже готового. В целом по России в год меняют собственников около 3 тысяч малых компаний. И эта цифра растет. Однако если в европейских государствах спрос и предложение на покупку–продажу примерно равнозначно распределены по всей территории этих стран, то 80% российских инвесторов хотят купить небольшой бизнес именно в Московском регионе.

Среди малого бизнеса нижнего ценового сегмента (стоимость компании до $100 тыс.) наиболее популярны продуктовые магазины, кафе, салоны бытовых услуг, пункты обмена валют. Немало также желающих купить агентства недвижимости, автомойки и автосервисы. Среди более дорогих компаний лидируют по спросу уже производственные предприятия — мебельные цеха, кондитерские, небольшие мясо- и молочные комбинаты.

В структуре уже заключенных сделок примерно половина приходится на Москву, еще примерно четверть инвесторов покупают компании малого бизнеса в Санкт-Петербурге. Популярностью среди покупателей пользуются также Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург и Уфа — города-миллионники европейской части России и Урала.

В последние годы предприятия малого бизнеса все чаще попадают в сферу внимания рейдеров — захватчиков бизнеса. По словам главного редактора журнала “Слияния и Поглощения” Антона Смирнова, “сейчас рейдерство в среднем бизнесе постепенно сходит на нет”. “Отчасти благодаря усилиям правоохранительных органов, отчасти потому, что все недооцененные активы там уже раскуплены. В результате рейдеры обратили свое внимание на малый бизнес, который сейчас наименее защищен. Это отдельная большая проблема, которая требует внимания со стороны властей и срочного решения”, — сказал он “МБ”.

Сделки по переходу прав собственности на малый бизнес не принято относить к слияниям и поглощениям.

Обычно их обозначают как “купля-продажа”. Другое важное отличие от крупных предприятий — при таких сделках почти никогда не бывает помощников. Если продается, скажем, большой химический завод или сеть магазинов, состоящая из сотен торговых точек, покупатели в таких случаях обязательно привлекают финансовых и юридических консультантов, в качестве которых выступают инвестиционные банки, специализированные юридические и инвестиционные компании. Для малого бизнеса такие расходы недоступны, да и бессмысленны.

В западных странах для тех, кто хочет вложить средства в малый бизнес, существует давным-давно проверенная временем и очень популярная услуга — институт бизнес-брокеров. От 50% до 95% сделок с малыми компаниями, в зависимости от страны, проходят именно через них. Бизнес-брокер принимает заявки как от продавцов, так и от покупателей бизнеса, проводит оценку компаний, рекламирует продаваемый бизнес, подбирает оптимальный объект в соответствии с пожеланиями инвестора, следит за юридическим оформлением сделки, получая за это определенный процент от стоимости сделки в качестве комиссионных. И для покупателя, и для продавца это удобно и быстро. К сожалению, в России пока этот институт известен очень мало. По оценкам экспертов, не более 10% малых компаний продаются через бизнес-брокеров. Всего за год через них заключается сделок на несколько сотен миллионов долларов, тогда как рынок купли-продажи малого бизнеса по России в целом оценивается экспертами в $4—5 млрд.

Покупатели компаний в сфере малого бизнеса обычно не применяют сложных методик оценки, таких как дисконтирование денежных потоков. В подавляющем большинстве случаев стоимость компании оценивается по стоимости активов (недвижимость, оборудование, складские запасы).

Российский рынок купли-продажи малого бизнеса, несмотря на все сложности, растет и развивается. Сейчас в России меняют собственников около 3 тысяч малых компаний в год, но эта цифра растет, причем все чаще владельцы прибегают к услугам профессиональных посредников. Вдобавок банки сейчас предоставляют больше возможностей для клиентов получить кредит на покупку бизнеса, что увеличивает число владельцев малых компаний. Рынок купли-продажи малого бизнеса в нашей стране все больше цивилизуется, так что вполне можно прогнозировать, что в ближайшие годы и здесь будет, как и на рынке крупных слияний и поглощений, свой собственный “маленький большой взрыв”.

Продажа бизнеса (Москва), 2007 год


        • Рестораны (от 120 до 220 кв. м), в аренде — от $1000 до 1300 за кв. м (средняя стоимость составляет $1150 за кв. м), средняя стоимость ресторана пл. 170 кв.м — $200 000.

• Магазины (до 150 кв. м), в аренде от $500 до — 2000 за кв. м (средняя стоимость составляет $800—900 за кв. м), средняя стоимость магазина пл. 100 кв. м — $85 000.
Магазины, находящиеся в собственности, — 300 кв. м продаются за $1 500 000, 500 кв. м — $3 000 000.

• Автосервисы, в аренде — от $800 до 1000 за  кв. м (малые, на 2 поста, продаются от  $100 000 до 150 000, средние, на 4 поста, — от $180 000 до 500 000).

• Салоны красоты (от 50 до 140 за кв. м), в аренде — от $450 до 1300 за кв. м (средняя стоимость составляет от $650 до 800 за кв. м), средняя стоимость салона красоты пл. 80 кв. м — $58 000.

!На стоимость бизнеса влияет: месторасположение (центр или окраина Москвы), состояние офисных помещений, аренда или собственность, наличие оборудования.



    Партнеры