Ночной Позор

Ограничения на продажу спиртного бьют по интересам малых бизнесменов

В разные времена отечественные власти по-разному боролись с алкоголизацией своего народа — и “сухой закон” вводили, и виноградники вырубали. Сегодня все происходит без экстремизма — с помощью переписывания законов и выпуска “ограничительных” постановлений. Только вот беда, последние меры все чаще касаются достаточно новых игроков на алкогольном поле — представителей малого бизнеса.

Девиз власти “Паленая водка просачивается в желудки граждан через маленькие магазины, управляемые ПБОЮЛ” стал печальной темой для всех “маленьких”, торгующих спиртным, еще осенью 2005 года. Тогда стало известно, что Госдума собирается принять поправки, запрещающие толкать “градус” не юрлицам.

Парламентарии думали недолго, и обновленный закон о госрегулировании алкогольного рынка успешно вступил в силу с 2006 года. И сразу “скосил” чуть ли не половину подобных бизнесменов.

Дело в том, что для получения статуса юрлица нужно было в срочном порядке обзавестись уставным капиталом.

В Москве в случае, если ваше предприятие входит в реестр малого бизнеса, эта сумма должна быть не менее 300 тыс. рублей. “Добавьте сюда покупку готового юрлица — 400 долларов, смену кассового аппарата — 300—500 “зеленых”, ну и всю волокиту с арендой или субарендой (если сдать помещение самому себе, уже как юрлицу. — “МБ”)”, — причитал тогда в разговоре со мной один предприниматель. Так что для многих такое требование оказалось неподъемным.

Впрочем, прогноз многих экспертов, что с “лица” столицы исчезнут чуть ли не все маленькие магазины, не оправдался. Нововведение сильнее ударило по магазинчикам в небольших населенных пунктах. А для них торговля алкоголем — единственная возможность удержаться на плаву. В случае если они лишаются этого права, то подобные точки, как правило, становятся нерентабельными, и их проще закрыть, чем содержать. А ведь местные сельпо, которыми владеют частники, зачастую единственное место на ближайшие 10—20 км, где можно купить не столько водку, сколько еду.

Однако московские предприниматели, отстоявшие “зверские” очереди в нужные инстанции для перевоплощения в юрлица, радовались тоже недолго. Их ждал новый сюрприз в виде запрета на торговлю спиртным в ночное время. Решение, кому разрешить продавать крепкий алкоголь в любое время суток, было оставлено опять же за местными властями.

Столичный Департамент потребительского рынка и услуг в январе 2006 года направил письмо префектам административных округов, в котором рекомендовалось в первоочередном порядке согласовывать круглосуточную продажу алкогольной продукции “предприятиям, работающим по методу самообслуживания” с торговой площадью свыше 400 кв. м. То есть — крупным сетевым супермаркетам. Остальным повезло меньше.

Но если даже площадь магазина позволяла предпринимателю претендовать на ночную торговлю “градусом”, окончательное решение выносили только префектуры. Им опять же было рекомендовано обратить внимание на то, чтобы предприятия не были “встроены, встроенно-пристроены в жилые здания или занимали первые этажи жилых домов”. Обязательный отказ ждал и те магазины, на которые когда-нибудь поступали жалобы от населения (правда, жалобы должны были быть “профильными” — на некачественный алкоголь). Однако камнем преткновения по большей части становилась все же площадь, и маленькие магазины лишились права торговать спиртным с 23.00 до 7.00.

“Маленькие” бизнесмены сложа руки не сидели. А пару раз даже стояли на столичных площадях (один раз даже под окнами “регламентирующего” торговлю департамента) с плакатами: “Отсутствие денег на взятку не должно являться поводом для запрета на ночную торговлю”. “Почему вы слышите только крупный бизнес? Если уж запрещать, то запрещать всем!” — кричали они в громкоговоритель. Гневные речи предпринимателей все же были услышаны, и не так давно Мосгордума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому для представителей малого и крупного бизнеса прописываются равные права на торговлю. Теперь все с нетерпением ждут осени, когда столичная Дума вернется к дальнейшему рассмотрению этого документа.

Хлопот “маленьким” добавляет и федеральное правительство, которое перманентно предлагает расширить перечень уточнений на этикетках. Кроме исправленной и дополненной не так давно надписи о вреде алкоголя (“Алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями центральной нервной системы, органов кровообращения, почек, печени и других органов пищеварения, а также лицам, управляющим транспортными средствами. Чрезмерное употребление алкоголя вредно для здоровья”) теперь на спиртном нужно указывать еще массу интересных вещей. К примеру, содержит ли оно компоненты, полученные с использованием генно-модифицированных организмов (ГМО). На днях же выяснилось, что оповестить потребителя просто о калорийности продукта мало. Неплохо бы рассказать о содержании жиров, белков и углеводов.

Чтобы не гневить проверяющие органы, новые сведения приходится в срочном порядке долепливать на бутылки в виде бумажек с разными надписями. Не успеешь вовремя — тут же становишься соучастником “преступления” вместе с производителем. Так как постановления зачастую появляются внезапно, а действие их должно было начаться, как говорится, еще “вчера”, то магазины часто оказываются под угрозой неотвратимости наказания за продажу незаконного товара.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру