Сергей Борисов: “Роль малого бизнеса по-прежнему недооценена”

В сфере торговли и общественного питания работает более 50% малых предприятий России. Если добавить к ним еще и индивидуальных предпринимателей, то торговый сегмент в структуре малого бизнеса вырастет почти до 80%. Тогда как производственный и строительные сектора составляют лишь 13% каждый. Менее 2% приходится на наукоемкие отрасли. Около 2% — на частное здравоохранение. “Такое положение дел необходимо изменить за счет перевода малого предпринимательства в другие ниши и развития предпринимательской активности населения. И не откладывать это дело в долгий ящик”, — заявил Сергей БОРИСОВ, руководитель Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России” в интервью Ирине СКИБИНСКОЙ.

— В каких сферах, по вашему мнению, может быть наиболее востребован потенциал малого предпринимательства?

— Если мы хотим придать серьезный импульс развитию российского малого бизнеса, то предстоит сделать еще очень многое, в том числе расширить сферу деятельности для малых предприятий.

Сферой эффективной деятельности для них могло бы стать, например, жилищно-коммунальное хозяйство.
Другое перспективное направление — сфера инноваций. Общеизвестно, что это поле для деятельности, прежде всего, малого бизнеса, гибкого и мобильного. Однако на практике все иначе. “Опорой” совместно со ВЦИОМ было проведено исследование условий и проблем развития инновационного малого и среднего предпринимательства в России. Оно показало, что активными являются только 10—15% инновационных компаний. Их интересует доступ к специальной информации, они занимаются проблемами охраны и защиты интеллектуальной собственности, подбирают кадры финансового и инновационного менеджмента. Но подавляющее большинство компаний инновационного сектора лишь “эксплуатируют” научный и инновационный потенциал, накопленный еще в советское время.

Безусловно, необходимо вовлекать малый бизнес в промышленность — это ключевой фактор диверсификации экономики и повышения ее конкурентоспособности. Существующая сегодня модель организации производства в России — автаркия. Модель устаревшая и неэффективная. Не случайно главой государства в феврале этого года была поставлена задача приоритетного развития малого и среднего предпринимательства в промышленности, перехода к новым кластерным подходам промышленного развития с вовлечением малых и средних предприятий в технологические цепочки создания добавленной стоимости.

В настоящее время “Опора России” реализует комплексный проект, направленный на изучение малого предпринимательства в промышленности. В фокусе внимания — особенности интеграции с крупными компаниями, выявление барьеров и возможностей для развития кооперационных связей с учетом специфики в отраслях и регионах. Проект поддерживают Минэкономразвития, Минпромэнерго, Роспром, администрации пилотных субъектов РФ. К концу лета мы сформулируем набор рекомендаций федеральному правительству, региональным администрациям и компаниям.

Кроме того, уже не первый год обсуждается тема создания промышленных парков. Но пока в практическом смысле продвинулись не слишком далеко.

— Каковы взаимоотношения малого бизнеса и большой власти? Прислушиваются к вашему голосу или, как говорится, им “оттуда” виднее, как вам жить?

— У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Да, многое изменилось за последние годы. Есть устойчивые тенденции легализации малого бизнеса: 4 года назад в “тени” находилось более 50% малых предприятий, а сейчас — примерно 30%. Больше малых предприятий стало обращаться в банки за кредитами. Заработала федеральная программа поддержки развития малого предпринимательства, реализацией которой занимается Минэкономразвития РФ. Причем ежегодно увеличивается объем ее финансирования. В рамках программы создаются венчурные фонды и бизнес-инкубаторы. Безусловный плюс — сокращение почти вдвое числа лицензируемых видов деятельности. Наметился небольшой рост — на 5% — численности малых предприятий.

Но опыт других стран показывает, что этого недостаточно. Я не буду приводить пример стран ЕС, или США, или Китая, или Южной Кореи. Приведу пример Казахстана, который взялся за развитие малого предпринимательства примерно в то же время, что и мы. В этой стране в Законе “О частном предпринимательстве” есть норма об обязательной экспертизе всех законопроектов бизнес-объединениями. Возможно, именно поэтому местный малый и средний бизнес демонстрирует невероятный рост — количественный и качественный. В России аналог этого закона — законопроект “Об особенностях принятия решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности”, подготовленный Центром стратегических разработок, уже два года пылится где-то в архивах.

Сегодня в России успешно действуют различные предпринимательские объединения. Им по определению близки и понятны все проблемы бизнеса. Поэтому было бы оправданным их участие в подготовке и принятии управленческих решений на самых разных уровнях власти. Полагаю, что другого пути для повышения эффективности законодательного и управленческого процессов не существует. Уверен, решения, принимаемые без обсуждения с бизнесом, способны нанести серьезный вред рынку. Вспомните ситуацию, возникшую на алкогольном рынке в июле прошлого года. Более того, объединения вполне могут взять на себя функции оператора государственных программ поддержки и развития предпринимательства, малого бизнеса.

К мнению бизнеса, к сожалению, достаточно редко прислушиваются. Целый год три бизнес-союза — РСПП, “Деловая Россия” и “Опора России” — терпеливо убеждали, что “налоговый терроризм” можно победить, внеся в законопроект о налоговом администрировании положение об ответственности налоговиков за неправомочные действия. Вплоть до уголовной. Однако пока эффективных мер ответственности за злоупотребления при осуществлении функций налогового контроля не существует. Более того, в последнее время наблюдается тенденция расширения прав налоговых органов, что зачастую ведет к произволу со стороны должностных лиц и коррупции.

Но есть и позитивные примеры. В Москве, например, существует программа поддержки молодежного предпринимательства. Создан целый ряд эффективных площадок при ряде федеральных министерств и ведомств. Особо хочу выделить те, которые работают при Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службе и Генеральной прокуратуре РФ. Программа МЭРТ по поддержке малого предпринимательства — это один из немногих федеральных проектов, который не только готовился беспрецедентно открыто, но и действительно четко финансируется и прозрачно, под общественным контролем, реализуется в регионах России.

— Люди, которые решились открыть собственное дело, жалуются на неимоверные сложности и тяготы. Вроде как чемодан с оторванной ручкой... Почему так?

— Создание и деятельность малого предприятия до сих пор сопряжена с огромным количеством различных барьеров и преград. Не хватает производственных и офисных площадей. Особая графа расходов — непроизводственные издержки. По данным совместного исследования “Опоры России” и ВЦИОМ, непроизводственные издержки предпринимателей в 2006 г. составили 9,6%. Для сравнения: в 2005 году — 8,5%.

Для предпринимателей первостепенное значение имеют четкие и прозрачные правила игры. А на сегодняшний день таковых нет. Как нет и стратегии развития предпринимательства на ближайшую и отдаленную перспективу.

Малые предприниматели недовольны неоправданно усложненным учетом и отчетностью, низким качеством налогового администрирования. Во многих регионах мелкие компании все еще сталкиваются с непрофессиональной работой налоговых органов. У предпринимателей недостаточно инструментов правовой защиты. В случае конфликта с представителями власти шансы малого предпринимателя защитить себя в суде ничтожны, а мы не имеем возможности действовать в суде в интересах третьих лиц. Нет такой правовой нормы.

И таких проблем можно перечислить немало. Так что хлеб этот пока действительно не сладок.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру