Все любят фильмы по его сценариям: “Белое солнце пустыни” (вместе с В.Ежовым), “Храни меня, мой талисман”, “Урга. Территория любви”, “Утомленные солнцем” и “Сибирский цирюльник” (вместе с Н.Михалковым).
Четырежды лауреат Государственной премии, член киноакадемий — Европейской и Американской (“Оскар”), “Командор ордена литературы и искусства” Франции, он по-настоящему счастливый человек. Ибрагимбеков никогда не останавливается и не разменивается на блокбастеры-сериалы. Его последнее творение — фильм “Кочевник”, который полюбили не только в Казахстане и России. Эту историко-эпическую драму сразу же закупили серьезные европейские прокатчики. С судьбы этой картины мы и начали разговор.
Откуда прикочевал “Кочевник”
Фильм поражает глубиной проникновения в национальный мир кочевников Казахстана XVIII века. Огромный простор земли словно создан богом для несуетной жизни, для размышлений. И вдруг тишина взорвана бешеным стуком копыт налетевших вражеских полчищ. Визг стрел, человеческий ужас перед неизбежным. “Кочевник” захватывает. Не терпелось сказать об этом Рустаму. Через день он принял меня в своей студии “Ибрус”.
— Как вы отважились на этот шаг? Что вас, чистокровного азербайджанца, роднит с казахским народом?
— Азербайджанцы — одна из ветвей древних тюрков, кочевавших от Алтайских гор до европейской части земли.
К моему стыду, я не очень хорошо знал историю тюркских народов. И когда волей судьбы президент Назарбаев пригласил меня написать сценарий фильма о кочевниках-казахах и к тому же возглавить работу над ним, я не сразу на это решился. Но президент Казахстана был так убедителен, что я согласился.
— Некоторые считают, что в картине мало казахского быта.
— Да, об этом говорили некоторые историки. Можно было сделать этнографически более подробный фильм, но при этом увеличивался риск, что он понравится только внутри страны. Нас же просили сделать фильм о Казахстане, интересный зрителям всего мира.
Пригласили нескольких американских актеров и известного чешского режиссера Ивана Пассера, уже 25 лет живущего в Америке и имеющего голливудский опыт. А поскольку он друг Милоша Формана, я уговорил того стать исполнительным продюсером фильма. Художник-постановщик, югослав Крека Клякович, делал фильмы с Кустурицей и много снимал в Америке; операторы фильма снимали “Годзиллу” и “Патриота”. Художники по костюмам одевали героев “Гарри Поттера”. У нас заняты были 140 специалистов из 19 стран. Композитор, итальянец Карло Силиотто, был номинирован в Америке на “Золотой глобус”. Конечно, на картине работало и много казахов. Приятно было видеть, что казахские актеры ни в чем не уступали американским звездам. Даже сами казахи с трудом отличают, кто американец, а кто нет. У Марка Дакаскоса и Джейсона Скотта Ли лица вполне скуластые, да и Джей Эрнандес — тоже вполне казах.
— Казахам фильм понравился?
— Сразу после выхода на экраны на него ходили, как когда-то на “Чапаева”.
— Что было самым трудным во время съемок?
— Труднее всего — соединить органично Восток и Запад в работе съемочной группы. Мы снимали в горах. Пару раз шофер-казах вечером напивался, а утром приезжал на съемки на два часа позже, и вода на съемочной площадке подавалась с опозданием. Американцы в таких случаях устраивали забастовку.
— А где все жили?
— По-разному. В гостиницах, квартирах. Но когда мы снимали по 14 часов в сутки на выезде, то отдохнуть можно было в шатрах-юртах.
Еще одна трудность — климатическая. Надвигалась зима, наступили холода. И тут пришло письмо из Американской гильдии режиссеров с тревогой о здоровье американцев. Мне пришлось взывать к сознательности наших американских коллег: “Смотрите, как переносят трудности казахи, им тоже холодно и трудно, и получают они намного меньше за тот же труд. Но никто не отказывается работать”. Удалось убедить, пока не пришел запрет на работу из страховой компании.
— Иван Пассер доволен соединением снятой им половины фильма с материалом Сергея Бодрова?
— Очень! В силу объективных обстоятельств из-за годового перерыва в съемках мы должны были экономить деньги. И Пассер честно признался: “В этих обстоятельствах, когда мало денег, съемочная группа намного сокращена и количество съемочных дней убавлено на две недели, я не могу продолжать съемку”. Мы пригласили Сергея Бодрова. Отсмотрев материал, он уловил его тональность, особенности изобразительного ряда, тонкости актерской игры и доснял фильм в срок и очень качественно.
— Во что все это обошлось Назарбаеву?
— В 35 миллионов долларов. Однако пять из них мы сразу же отдали на модернизацию студии. Американцы считают, что в США такая картина обошлась бы миллионов в сто.
— Вы там такое настроили! Целый город, роскошные юрты, ханские покои… В главной роли девушки-воина снялась юная Аянат Есмагамбекова. В ней — и нежная грация, и детская непосредственность, и отвага.
— Она была школьницей, когда мы ее взяли. До этого сыграла в одной картине казахского режиссера. Я ее увидел и пригласил. Но казахи были недовольны моим выбором и долго не соглашались.
— Она хрупкая, а им хотелось увидеть крепкое тело?
— Им хотелось увидеть казахскую амазонку.
— Аянат хочет стать актрисой?
— К сожалению, девочка проявляет склонность к точным наукам. И избрала себе другую карьеру.
Брат Максуд