“Движку” к “Ми-8” сделали “мертвую петлю”

В споре с государственным монополистом проигрывает вся отечественная авиация

В возрождении отечественного ВПК мы достигли таких головокружительных успехов, что любое оборонное предприятие сегодня чувствует себя хозяином положения. Но вот беда — в выводе “оборонки” из кризиса могут участвовать и тысячи других, в т.ч. коммерческих фирм. Как быть, если в споре хозяйствующих субъектов (грозных монополистов с их “мелкими” смежниками) неконструктивную позицию занимают монополисты? Как правило, у них одна “правда”: что им мешают, их подставляют, их хотят искусственно обанкротить…

В начале февраля 2006 г. на московском предприятии ЗАО “Карго-Экспресс” появились вооруженные борцы с организованной преступностью. Всех сотрудников они закрыли в одной комнате и провели тщательный обыск с изъятием документов. На вопросы руководства фирмы “маски-шоу”, разумеется, не отвечали. И только спустя несколько дней удалось выяснить, что “Карго” “трясли” не столичные убоповцы (как логично было бы предположить, ведь предприятие это московское), а их коллеги из… Питера! Более того, “шмоном” в офисе ЗАО на станции метро “Электрозаводская” дело не ограничилось. В тот же день и тот же час обыск состоялся в квартире гендиректора “Карго” Олега Кузнецова, а также на одном из заводов ЗАО в подмосковном Жуковском, т.е. в операции было задействовано примерно 30 сотрудников милиции. Судя по приложенным силам, можно подумать, что речь идет не менее чем о взятии крупной вооруженной банды.

Впрочем, вскоре ситуация начала проясняться. Но чем быстрее она прояснялась, тем сильнее сгущался туман. Повторный обыск все по той же схеме (фейсом к стене и силами питерского ГУВД) состоялся уже в марте нынешнего года. Было ясно, что опера ищут, но не могут найти какие-то важные документы. О чем они?

Сегодня на этот вопрос можно найти ответ в серии публикаций ряда отечественных СМИ, которые, как по мановению волшебной палочки, выплеснулись в разных газетах. Тем не менее смысл выступлений сводится к одному. Что в Москве-де есть мелкая посредническая фирма “Карго-Экспресс” (разумеется, коммерческая), которая с помощью разных козней и интриг пытается — ни много ни мало — обанкротить флагмана отечественного авиапрома, питерский завод им. В.Я.Климова. Он входит в состав корпорации “МиГ” и занимается разработкой, а также выпуском двигателей к вертолетам “Ми” и “Ка”, которыми оснащены более 90% отечественного парка машин.

Согласитесь, что такая схема (искусственное банкротство с последующей распродажей) легко укладывается в общепринятый сюжет: у коммерсантов, дескать, нет ни стыда, ни совести, что в погоне за чистоганом они не то что завод, мать родную не пожалеют. К тому же события разворачиваются именно сегодня, когда отечественная “оборонка” расправляет, как говорится, плечи, заявляет о себе во весь голос. Ату их, предпринимателей всех мастей!

* * *

Признаться, я и сам так думал, отправляясь в “Карго-Экспресс”, на “мелкую посредническую фирму”. В памяти еще живы события 10—15-летней давности, когда в стране беспредел творился сплошь и рядом.

Но тут внесем ясность. ЗАО “Карго-Экспресс” работает с 1994 года, является надежным партнером “Аэрофлота”, АК “Сибирь”, Улан-Удэнского авиазавода и ряда других крупных предприятий. Поставлял запчасти для гражданской авиации, в т.ч. на питерское ОАО “Климов” (правопреемник ФГУП “Завод им. Климова”, 100% акций которого принадлежат государству) для ремонта вертолетных двигателей. Но не только. В подмосковном Жуковском у “Карго” свой собственный завод полимерно-композиционных конструкций, где изготавливаются различные детали для летательных аппаратов. Получается, что “Карго” наряду с государством тоже возрождает былую славу авиапрома!

Словом, вместо мелкой посреднической фирмы “купи-продай” передо мной предстало вполне респектабельное и солидное предприятие, которое:

а) платит налоги

б) инвестирует собственные средства в развитие отечественного ВПК! Чего же боле?

Это ключевой момент конфликта питерского завода им. Климова (ЗиК) с московским ЗАО “Карго-Экспресс” — со всеми вытекающими из него последствиями: обысками и “маски-шоу”. Ведь партнерские отношения у них начались в далеком 1998 г., когда многие предприятия в прямом и в переносном смысле лежали на боку, а рабочий класс месяцами не получал зарплату.

Как уже отмечалось, ОАО “Климов” является основным разработчиком авиационных двигателей для самолетов фронтовой авиации и 90% вертолетного парка РФ. Ну так вот, серийный выпуск вертолетных двигателей после распада Союза оказался на Украине, в Запорожье. По предложению “Карго-Экспресс” в 1998 году было решено организовать производственную площадку по изготовлению этого агрегата в России, на заводе им. В.Я.Климова.

В декабре 1998 г. был подписан первый контракт на изготовление на ЗиКе новых вертолетных двигателей из комплектующих серийного украинского завода. “Карго-Экспресс” профинансировал все работы по испытаниям, лицензированию и сертификации продукции. Завод постепенно встал на ноги, получил соответствующую лицензию, дополнительные рабочие места... “Карго” поставлял на ЗиК комплектующие, финансировал работы и получал готовые двигатели, которые затем реализовывались вертолетным заводам России. По такой схеме партнеры работали до 2004 г.

После финансовой “подпитки” дела у питерцев пошли хорошо, уже на собственные средства они стали сами закупать запчасти — и продавать новые двигатели. В том числе и за пределы России.

Но в какой-то момент ЗиК переоценил свои возможности, в один совсем не прекрасный день 2002 г. под угрозой срыва оказался его контракт с Китаем. Нависла угроза международного скандала и как следствие — огромных штрафов. В результате чего 16 моторокомплектов, полученных заводом от “Карго” на давальческой основе (т.е. собственность ЗАО), были поставлены прямиком в Поднебесную.

Запахло своим, местечковым скандалом: двигатели должны вернуться законному собственнику, “Карго-Экспресс”! К тому же деньги, полученные от сделки с китайской стороной, вероятно, пошли на выплату зарплаты рабочим завода, уплату налогов, пополнение собственных оборотных средств. “Карго-Экспресс” остался, что называется, при своих интересах и без моторокомплектов.

Тогдашний гендиректор завода Андрей Бобров покаялся: мол, черт попутал, но долг завод обязательно погасит. И на эту сумму (в 2002 г. она составляла 153 млн. 600 тыс. руб.) были выпущены 16 простых векселей с открытой датой погашения, которые должны погашаться по мере возврата долга.

* * *

История, конечно, некрасивая, но драму из нее решили не делать. Такие схемы в партнерских отношениях встречаются нередко. Может, все бы “устаканилось” и здесь, если б в сентябре 2004 г. собственник ЗиКа — Федеральное агентство промышленности — не сняло Боброва с должности, назначив в кресло гендиректора Героя Советского Союза Александра Ватагина. К тому времени завод вернул деньги только за 2 двигателя.

Новый топ-менеджер (Александр Ватагин — бывший военный водолаз и к системе авиапрома не имеет никакого отношения, что уже само по себе нонсенс!) первоначально долги свои тяжкие перед ЗАО “Карго-Экпресс” признал и попросил их временно заморозить, в течение года не предъявлять векселя к оплате. Мол, нужно принимать дела, сводить дебет с кредитом...

Но воистину нет в России ничего более постоянного, чем временное! Уже в марте 2005 г. УВД Выборгского района Питера против бывшего гендиректора Андрея Боброва возбудило уголовное дело — по якобы незаконному выпуску 16 векселей.

Питерцы считают, что они, дескать, недействительны, и “уж кто-кто, а мы платить по этим сомнительным криминальным векселям не будем”, часто повторяет г-н Ватагин. Он и его “команда профессионалов” (так себя любит величать новая администрация ЗиКа) считает, что ценные бумаги в 2002 г. были выпущены без согласования с владельцем завода — государством то есть. Значит, эту сделку можно не признавать.

Справедливости ради заметим, что рациональное зерно в этих рассуждениях есть. По нынешним правилам любая крупная сделка госпредприятия с коммерческой структурой (16 вертолетных двигателей попадают в эту классификацию) должна получить “добро” от государства. А бывший гендиректор завода Бобров такое согласование с вышестоящими инстанциями не проводил.

Однако есть тут одно существенное “но”. Первые векселя были выпущены 2 декабря 2002 г. — за два дня до выхода этого самого федерального закона. Когда такого требования вовсе не существовало! К тому же выпуск ценных бумаг готовился месяца за 3—4 раньше. Последующие перевыпуски векселей в 2003—2004 гг. на новую сумму долга (с учетом ставки рефинансирования ЦРБ за 5 лет набежало уже более 230 млн. руб.!) проходили в спокойном режиме. Налоговые и аудиторские проверки, которые на серьезных госпредприятиях бывают строго раз в году, никаких замечаний по 16 векселям не предъявляли.

К такому же выводу пришел и следователь УВД Выборгского района Санкт-Петербурга (уж это-то ведомство трудно заподозрить в симпатиях к “Карго-Экспресс”!) Е.А.Гоголев. В постановлении от 8.09.2005 г. он признает, что “выпуск векселей был осуществлен до вступления в силу федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, соответственно, никакого согласования с вышестоящими инстанциями не требовалось”.

* * *

Тем не менее конфликт начинал разгораться. В ноябре 2005 г. в “Карго” поступает письмо от завода. В нем, в частности, говорится, что внутренняя проверка из 16 моторокомплектов выявила недопоставку 8. А по остальным она (проверка) еще не окончена.

Но позвольте, скажете вы, вертолетный двигатель не иголка в стоге сена! Где они могли затеряться?

Действительно — где? По инициативе следственной бригады, которая в 2005 г. возбудила уголовное дело, на заводе целых 6 месяцев велась бухгалтерско-экономическая экспертиза. Ее окончательный вердикт и вовсе вогнал руководство “Карго” в состояние полного ступора. Оказалось, что экспертиза, полгода считавшая мотокомплекты, вообще... не выявила 16 двигателей! Очевидное, но невероятное. Хотя бы по той причине, что по документам заводской бухгалтерии они проходили. Более того, все 16 изделий “засветились” везде, где полагается на входном контроле — начиная от заводской проходной и заканчивая поступлением на монтажную площадку.

Такие разные результаты отчетности (обычной бухгалтерии и следственной экспертизы) почему-то совсем не смутили проверяющих лиц. Но удивляться тут нечему. Прочитав заключение эксперта, становится понятно — вывод об отсутствии двигателей сделан на основании показаний свидетелей, которые признаны важнее финансово-бухгалтерской документации “Карго-Экспресс” и завода им. Климова за несколько лет, в том числе и документации, возникшей уже при новом руководстве. Причем свидетелей, судя по всему, напрямую зависимых от нового руководства ЗиКа. Хотя, как помнит читатель, долги перед “Карго” новая команда управленцев ЗиКа поначалу признавала полностью — и речь шла о 16 “движках”! Просто “команда профессионалов” просила на год заморозить свои долги…

Тут несколько слов хочется сказать об этой самой команде профессионалов. В СМИ широко освещаются сегодняшние достижения ЗиКа, и связываются они с появлением на предприятии г-на Ватагина. Например, рапортуется о своевременной выплате зарплаты, об увеличении выручки в 4 раза по сравнению с тем периодом, когда хозяйством “заправлял” Бобров.

Ни дать ни взять — пришел настоящий хозяин, уж он-то наведет порядок! Но так ли это? До 2004 г. (когда Ватагин получил назначение) завод практически не имел заказов от “Рособоронэкспорта”. Сегодня они есть — в частности, огромный объем работ выполняется для Индии и Китая. Это и приносит предприятию солидные доходы.

Только каковы здесь заслуги нового топ-менеджера? Контракты с этими странами готовились еще с 2000 года!

* * *

Однако вернемся к спору хозяйствующих субъектов. Лакомый кусочек в войне за экономические интересы — векселя. Нет оригиналов — нет и самого дела, нет, значит, и долга на кругленькую сумму 230 млн. рублей. Уж не их ли так упорно искала питерская милиция в ходе своих “оперативных разработок” на московской земле? Но с ними приключилась отдельная детективная история.

Суд вправе рассматривать только оригиналы векселей — никаких копий, даже заверенных нотариусом. Поскольку оригиналы так и не были найдены (скорее всего они хранятся в тайных стальных сейфах векселедержателя), то после серии безуспешных обысков питерцы предприняли штурм с другой стороны.

Обратились в Московский арбитражный суд с иском о признании ценных бумаг недействительными. Номер не удался, но это не обескуражило ни руководство ЗиКа, ни оперов, “выгораживающих” государственного монополиста. Такой же иск они подали в Питерский арбитраж, и (кто б сомневался!) там они процесс выиграли.

Правда, каким таким волшебным образом, до сих пор непонятно. Ведь суд не рассматривал подлинники. А копии были взяты из… материалов уголовного дела на Андрея Боброва, бывшего гендиректора завода. Что делать категорически запрещено.

* * *

Итак, подведем горькие итоги. Что мы имеем? Плательщик всеми способами старается избежать платежа. На бывшего директора ЗиКа Андрея Боброва 27 декабря 2005 г. опять возбудили уголовное дело. А гендиректор ЗАО “Карго-Экспресс” Олег Кузнецов ударился в бега, а точнее — находится в длительной загранкомандировке.

Что в его нынешнем положении совершенно неудивительно и вполне оправданно.

Заместитель прокурора Санкт-Петербурга Владимиров отменил постановление следователя

— о приостановлении уголовного дела;

— о привлечении Кузнецова в качестве обвиняемого;

— о заключении его под стражу.

— ну и, наконец, об объявлении его в международный розыск.

Между тем все последующие действия питерских оперов говорят, что они все делают с точностью до наоборот.

Т.е. продолжают уголовное дело, хотят привлечь Кузнецова в качестве обвиняемого и, вероятно, надеть на него наручники.

Мощное психологическое давление сделало свое черное дело, тяжелые времена Олег Геннадьевич, похоже, решил пересидеть где-нибудь в более спокойном местечке.

Кто от этого выиграл? Уж не правосудие — это точно. И тем более не отечественная авиапромышленность, которая сегодня переживает как бы свое второе рождение. Мы часто и взахлеб говорим о создании объединенной авиационной корпорации, о громадье планов, которые перед ней поставлены. Однако конфликт ОАО “Климов” и ЗАО “Карго-Экспресс” свидетельствует о том, что никто не пытается вникнуть в суть проблемы, взвесить все “за” и “против”. Кто будет по-серьезному вкладываться в производство, зная, что в один момент власти будут слепо защищать только свою собственность?

Недавно в России объявили о выделении 3 млрд. руб. в освоение производства двигателя, разработанного... аж 40 лет назад. Речь об этом самом вертолетном двигателе ТВЗ-117ВМ, который сегодня серийно выпускают на Украине.

Скажем так: за такие деньги создать приличное авиадвигателестроительное производство просто нельзя. Да и кому оно нужно? Ведь 40 лет назад этот движок разрабатывался под требования того времени — на примитивном оборудовании, с большим объемом ручной доводки и сборки. Ну зачем нам вкладываться во вчерашний день?

Не самое мудрое решение. Оно открывает столбовую дорогу в отрасль всякого рода временщикам, которые ничего толкового не сделают.

Между тем долг перед ЗАО вырос уже на 50% и продолжает увеличиваться…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру