Россия раскатала трубу

Нефть и газ тянут нас в шестерку ведущих мировых экономик

Вчера Министерство экономического развития и торговли РФ опубликовало мониторинг социально-экономического развития России за I полугодие 2007 года. Подобные документы публикуются регулярно уже 7 лет и отражают официальную точку зрения правительства на экономические реалии. Мониторинги МЭРТ содержат не только отчет о проделанной работе, но и наиболее важную часть — официальный прогноз. “ЭВ” попытался разобраться, чего, по мнению правительства, следует ждать населению во втором полугодии и в дальнейшей перспективе.

Догоним и перегоним

Самый важный макроэкономический показатель — валовой внутренний продукт (ВВП), по данным МЭРТ, вырос за I полугодие на 7,8%. Это абсолютный рекорд с 1991 года, т.е. с момента развала СССР. Да и в советские годы российская экономика внутри СССР (а ее показатели всегда считались отдельно) не демонстрировала столь высоких темпов экономического роста по крайней мере 50 лет.

Экономические достижения России последних лет впечатляют, и правительство с гордостью рапортует о них. Так, 28 июля на пресс-конференции по итогам пленарного заседания Тихоокеанского экономического конгресса во Владивостоке министр финансов РФ Алексей Кудрин отметил: “Российская экономика в 2006 году по объему ВВП обогнала Италию, а через два года обгонит и Францию при сохранении запланированных темпов роста. При этих условиях в ближайшие 10 лет Россия войдет в шестерку крупнейших экономик мира”. Как видно, вновь стал актуальным старый советский лозунг “догнать и перегнать”, выдвинутый полвека назад на волне роста экономики СССР. Правда, тогда соревновались с Америкой, а не с Италией, но все равно приятно.

На фоне позитивных итогов I полугодия вновь возродилась и не столь давняя идея удвоения ВВП. Алексей Кудрин был предельно конкретен: “В случае если экономический рост в этом году будет на уровне 7,2%, то Россия выйдет на тренд удвоения ВВП”. При этом министр финансов пояснил, что в предыдущие годы экономика РФ увеличивалась на 6,8% в год. Поэтому при условии ее дальнейшего роста на 7,2% за год объем ВВП удвоится за 12 лет.

Среднего россиянина, однако, больше волнует не абстрактный ВВП, а зарплата, инфляция и цены. И законная гордость за успехи страны не должна заслонять реальных проблем, которых в отечественной экономике не мало. Настолько не мало, что даже МЭРТ в начале 2007 года был очень осторожен в прогнозах, предполагая рост ВВП на уровне всего лишь 5,2% за год. За прошедшие полгода этот прогноз в сторону повышения пересматривался уже трижды, и последние ожидания от МЭРТ — 7,2%. С российским правительством в принципе согласны и международные эксперты. Например, Всемирный банк в своем недавнем докладе от 17 июля оценил рост ВВП России в 2007 году в 7%. Правда, при этом предупредил, что инфляцию в запланированных рамках 8% российскому правительству удержать не удастся. По мнению Всемирного банка, “инфляция в России в 2007 году составит не менее 9%”.

В мониторинге по итогам полугодия МЭРТ прогноз инфляции не меняет, настойчиво отстаивая 8%. Притом что за I полугодие констатируется 5,7%, а впереди традиционно инфляционная осень. Может, что называется, подкузьмить и плохой урожай нынешнего года (по оценкам Минсельхоза, в России в 2007 году соберут на 35 млн. тонн меньше зерна, чем в 2006-м). Цены на хлеб и крупы уже пошли вверх, и в целом стоимость минимальной продовольственной корзины в России за полгода официально выросла отнюдь не на 5,7%, а на 13,1%, т.е. больше чем на “две инфляции”. Грядущей осенью начало отопительного сезона вкупе с ростом спроса на топливо и ГСМ в период уборочной страды грозит ростом цен на бензин. Топливо уже подорожало на 0,5% и продолжает дорожать, несмотря на гневные окрики правительства.

Коль уж речь о прогнозах, рискнем и мы. “ЭВ” полагает, что рост ВВП в 7,2% по итогам 2007 года вполне реален.

Чего, к сожалению, нельзя сказать об уровне инфляции в 8%. Конечно, в предвыборный год задача ограничения инфляции становится не только экономической, но и политической. И правительство задействует все имеющиеся у него рычаги, чтобы сбить, ослабить или хотя бы отложить инфляционную волну. Однако до конца этого сделать, вероятно, не удастся, и итоговый показатель инфляции в 8,4—8,6% пока представляется наиболее реальным.

Социальный автомат

Теперь о приятном: по данным Росстата, за I полугодие 2007 года в России резко (почти на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) выросла доля оплаты труда наемных работников в структуре доходов ВВП. В переводе с языка экономистов это означает рост реальных (с учетом инфляции) заработных плат, причем не только в крупных городах, но и в регионах. Эта цифра хорошо согласуется с данными МЭРТ, которое в мониторинге за полугодие приводит показатель роста зарплат в 13,6%. Вычтя отсюда инфляцию (8,5%, как мы предполагаем), как раз и получим 5% реального роста зарплат. Конечно, по отдельным отраслям рост существенно больше (доходит и до 25% за полугодие), однако важно то, что зарплаты пошли вверх в среднем по стране по всем секторам экономики.

Рост экономики предъявляет повышенный спрос на рабочую силу, особенно на квалифицированную. Поэтому зарплаты и растут, даже с учетом инфляции. Есть все основания полагать, что рост реальных зарплат во II полугодии 2007 года продолжится и темп его не снизится. Поэтому тем, кто недоволен условиями работы или уровнем оплаты труда, можно посоветовать активный поиск нового места. В данном случае макроэкономика оказывается на стороне трудящихся, помогая им в нелегком деле отстаивания своих прав. Ведь в связи с общим ростом зарплат новые вакансии на рынке труда оказываются все более выгодными для наемных работников.

Обратной стороной этой медали является очень низкий (всего на 2,9% за I полугодие) рост производительности труда. Это означает, что отечественная экономика весьма медленно выполняет задачу технического перевооружения. На ней начинают сказываться технологические ограничения. По итогам прошлого года экономика РФ восстановила уровень производства, существовавший до развала СССР. В реальности это означает, что почти все простаивавшие последние 15—17 лет станки сейчас загружены. Проблема в том, что это оборудование во многих отраслях было устаревшим еще тогда, 15 лет назад. Сейчас оно выглядит просто прошлым веком, каковым и является. Такое оборудование резкого повышения производительности труда дать не может.

В результате реальный рост зарплат оказывается намного (почти в 2 раза) больше, чем рост производительности труда. То есть работают россияне почти как раньше, а получать за это стали гораздо больше. Возникает своего рода социальный автомат, который позволяет, не прикладывая дополнительных усилий, добиваться серьезной прибавки жалованья. Слишком долго такая ситуация продолжаться не может, поскольку повышение зарплат без адекватного повышения производительности труда означает для любого предприятия выбрасывание денег на ветер.

Пока с внешних рынков в Россию идет гигантский поток экспортной выручки, российская экономика может позволить себе выбрасывать деньги на ветер. По данным МЭРТ, за I полугодие 2007 года импорт товаров в Россию составил $77,4 млрд., а экспорт — $128,9 млрд. Положительное торговое сальдо (превышение экспорта над импортом) за полгода составляет $51,5 млрд. Добавим к этому чистый приток иностранных инвестиций (превышение ввоза капитала над его вывозом), который, по данным МЭРТ, составляет $11 млрд. за I полугодие.

Плюс прямые иностранные инвестиции еще на $14,1 млрд. Получаем, что российская экономика по-прежнему ориентирована на сырьевой экспорт и перенасыщена привозными долларами, что способствует небывалому укреплению рубля. И пока нефть на мировых рынках стоит $75 и выше за баррель, ситуация не изменится.

Зато может негативно измениться ситуация с рентабельностью бизнеса внутри России. Дешевеющий доллар и дорожающий рубль делают производство в России неконкурентоспособным. Все больше товаров становится выгоднее не производить, а импортировать. И население России все больше привыкает покупать не только французскую косметику, немецкие автомобили или японские видеомагнитофоны, но даже египетскую (!) картошку и китайские гвозди. По данным МЭРТ, импорт в Россию вырос за I полугодие почти на 16%.

Те же товары длительного пользования, которые все-таки производятся в России, неизбежно оказываются слишком дорогими. При этом их качество почти не растет, поскольку нет экономических стимулов для его повышения. В качестве примера можно привести такой чисто российский товар, как недвижимость. Ее ведь физически нельзя импортировать. В крупных городах цены на жилье достигли очередного максимума и особо не снижаются. А качество вновь построенного оставляет желать много лучшего.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру