Автолизингом — по бездорожью!

70% сделок по лизингу “колес” приходится на малый и средний бизнес

30 июля 2007 в 15:48, просмотров: 501

В 2006 году рынок лизинга показал небывалый рост — более 80% по отношению к предыдущему периоду — главным образом за счет популярности данной услуги у владельцев и руководителей малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. Таким образом, “малые” и “средние” бизнесмены оценили преимущества лизинга перед другим распространенным способом “подсесть на колеса” — автокредитованием.

Стабильный интерес

По оценкам рейтингового агентства “Эксперт РА”, рынок лизинга в 2006 году по отношению к 2005 году показал прирост в 83%. То есть объем нового бизнеса лизинговых компаний в прошлом году составил около $15 млрд. В немалой степени такими темпами роста рынок обязан сегменту лизинга автотранспорта, увеличившемуся за год в два раза — объем нового бизнеса на сегменте автотранспортных средств составил в 2006 году около $3,5 млрд. Так что доля лизинга автотранспорта на рынке увеличилась с 14,5% в 2005 году до 23% в 2006 году.

Как считают эксперты, рост рынка в значительной мере связан с избытком ликвидности у банков и необходимостью размещения ими своих свободных средств, а это значит, что увеличилось кредитование инвестиционных проектов, в том числе и лизинга, который является довольно надежным вариантом инвестиций.

“Рост сделок непосредственно на сегменте автолизинга сопряжен с общим развитием экономики России, ростом объемов строительства и грузоперевозок, — считает аналитик “Эксперт РА” Павел Самиев. — С другой стороны, интерес к автолизингу объясняется тем, что автомобиль является высоколиквидным и качественным обеспечением с точки зрения лизингодателя. Кроме того, вторичный рынок автомобилей развит достаточно высоко, поэтому продажа подержанного автомобиля не представляет для лизингодателя такой проблемы, как, скажем, продажа специфического оборудования”. Согласно исследованию “Эксперт РА”, лидером сегмента лизинга автотранспорта в 2006 году стала компания “ВТБ-Лизинг”, которая активно участвовала в крупных региональных проектах по замене парка пассажирского автотранспорта. (См. таблицу “Рэнкинг компаний в сегменте автотранспорта”.) Ситуация в данном сегменте рынка остается благоприятной для лизинговых компаний, так как парк пассажирского автотранспорта во многих регионах сильно изношен и региональные власти готовы активно содействовать процессу его обновления, поскольку заинтересованы в более высоком качестве предоставляемых населению транспортных услуг.

Особенной популярностью автолизинг пользуется у малого бизнеса, для которого он составляет 67% сделок. (См. диаграмму.)

По словам ведущего специалиста отдела разработки лизинговых продуктов лизинговой компании “Уралсиб” Владимира Блохина, за прошедший год автолизинг сохранил высокие темпы развития рынка и его прирост составил около 40%. “В условиях достаточно высокой конкуренции лизинговые компании снижали размер авансового платежа и уменьшали удорожание предмета лизинга, — говорит специалист. — Помимо непосредственно финансирования лизинговые компании более активно стали предлагать дополнительные услуги: страхование, постановку и снятие с учета транспортного средства, прохождение технического осмотра, сервисное обслуживание, техническую помощь, сезонное хранение шин. Данные тенденции свидетельствуют, что лизинговые компании делают ставку на развитие нового направления — полнооперационного лизинга”.

Легковой тренд

В последнее время эксперты отмечают и некоторую тенденцию к более узкой специализации лизинговых компаний. Например, у некоторых из них существенно растет доля лизинга именно легкового автотранспорта. В данном случае характерен пример упомянутой лизинговой компании “Уралсиб”: “Если говорить о структуре продаж автолизинга, то у нас на долю легковых автомобилей приходится львиная доля — 60%, на автобусы — 20%, остальное — грузовой транспорт и спецтехника”, — говорит Владимир Блохин. Значительную долю в структуре продаж легковые авто составляют и в компании “Экстролизинг”. По словам начальника управления продаж фирмы Петра Эльтекова, на легковушки и микроавтобусы иностранного производства приходится 59% оборота компании. Кроме того, сюда же можно добавить и отечественные машины, на которые приходится 4% от общего объема продаж. “Популярность легковушек, и особенно иностранных, в данном сегменте рынка объясняется тем, что данный вид транспорта является наименее рисковым с точки зрения лизингового бизнеса, — говорит Петр Эльтеков. — В отличие, скажем, от спецтехники автомобили регистрируются в органах ГИБДД, и в случае чего их просто легче обнаружить”.

В борьбе за клиента на рынке автолизинга компании постепенно снижают требования по оценке кредитоспособности потенциального лизингополучателя, рассматривают минимальный пакет документов, внедряют скоринговые модели, уменьшают сроки принятия решения о финансировании, что в конечном счете сказывается на скорости проведения сделок. Сразу несколько крупных компаний упростили условия предоставления услуг и увеличили срок финансирования по договорам лизинга на покупку автотранспортных средств стоимостью от $5 тыс. до $300 тыс. до 5 лет. Кроме того, для постоянных клиентов предлагаются специальные условия: снижение размера аванса по договорам лизинга автотранспорта на 10%.

Лизинг против кредита

Бурное развитие лизинга транспортных средств уже составило конкуренцию также весьма популярному автокредитованию. Со становлением более цивилизованного рынка банковских услуг в России и усилением конкуренции среди банковских продуктов банкиры стали более избирательно относиться к заемщикам. Однако эта избирательность все чаще граничит с формализмом. Не все представители малого или среднего бизнеса, с точки зрения “больших” банкиров, соответствуют установленным ими формальным условиям, необходимым для получения кредита. Поэтому многие, получив от ворот поворот в банке, идут прямиком в лизинговую компанию или автосалон, работающий с лизингодателем.

Одно из важнейших преимуществ автолизинга перед кредитом — оптимизация налогообложения. “Отнесение всех лизинговых платежей в полном объеме на себестоимость и применение ускоренной амортизации с коэффициентом до 3 экономит компании порядка 12—17% средств по сравнению с кредитованием. И это только прямая выгода, которую можно оценить в цифрах. Сэкономленные при лизинге собственные средства компании продолжают работать на лизингополучателя, принося в разы большую выгоду, чем если бы были использованы напрямую для покупки имущества”, — отметил гендиректор “ВСП-Лизинг” Андрей Пожидаев. По его мнению, “лизинг сегодня является едва ли не единственной доступной для российских предприятий формой долгосрочного использования заемных средств. Прямое кредитование банками предприятий в России на срок 3 и более лет пока встречается крайне редко, в то время как трехлетняя, а во многих случаях и более длительная по сроку сделка для лизинговой компании — норма”.

Как считает гендиректор “Русь-Лизинг” Анатолий Воронецкий, главным преимуществом автолизинга перед прямой покупкой является возможность приобрести автомобиль, заплатив только первоначальный взнос (аванс), который обычно составляет 10—20% от его полной стоимости. По автолизингу, в отличие от автокредита, можно получить сразу несколько автомобилей, т.к. лизинговая компания анализирует коммерческое использование автотранспортных средств и, при достаточности денежных потоков клиента, принимает решение о предоставлении лизинга. “Банки же, предоставляя кредитные продукты для приобретения транспортных средств, ориентируются, прежде всего, на их личное использование и, как правило, кредитуют приобретение одной машины. Для клиентов, составляющих стандартную бухгалтерскую отчетность, использование лизинга может быть выгодно экономически, т.к. возможно применение механизма ускоренной амортизации”, — заключил Анатолий Воронецкий.

Впрочем, некоторые эксперты не склонны драматизировать ситуацию: они считают, что это скорее взаимосвязанные, дополняющие друг друга услуги. “Продажа в кредит и отдача в лизинг — не конкурирующие услуги, поскольку кредит чаще всего оформляется на физических лиц, лизингом же компании пользуются для оптимизации налогообложения и возможности ускоренной амортизации автомобиля, — считает заместитель генерального директора управляющей компании “Гема Моторс” Елена Барташевич. — Каждый клиент имеет свои уникальные потребности и запросы к финансовому обеспечению сделки по приобретению автомобиля, поэтому подбирается подходящее именно для него предложение — лизинговое или кредитное”.

По российскому законодательству лизинговые программы частному лицу существуют только под малый бизнес, в предпринимательских целях. В данном случае рассматривается владелец компании, его активы и баланс предприятия. “В юридической практике не существует такого понятия, как лизинг, для физических лиц в личное пользование, — продолжает Елена Барташевич. — Кредитующим организациям этими названиями выгоднее продемонстрировать специфику и инновационность предлагаемых ими новых продуктов, так как они разработаны по схожим схемам, что и для юридических лиц. Существуют “аналоги” лизинга частным лицам, такие, как, например, кредит с обратным выкупом, который предусматривает в конце срока кредитования возможность выбора клиентом подходящего для него варианта: продление срока кредита, выкуп автомобиля либо продажа автомобиля по остаточной стоимости дилеру. Также преимуществами данных программ являются сниженные требования банка к размеру дохода заемщика”.

“И кредит, и лизинг — это финансовые инструменты для продажи автомобилей, которые для каждого клиента в той или иной ситуации обладают своими плюсами и минусами, поэтому они дополняют друг друга, предоставляя больше возможностей и свободу выбора, — считает, в свою очередь, директор по работе с корпоративными клиентами компании Genser Андрей Блохин. — На рынке есть услуга “Лизинг для физических лиц”, но, строго говоря, к лизингу она не имеет прямого отношения. Это обычный кредитный продукт, в условия которого входит краткосрочное оформление автомобиля на лизинговую компанию с последующим переоформлением на частное лицо. Лизинга для частных лиц у нас не существует, так как это финансовая аренда имущества с целым набором возникающих при этом экономических и правовых отношений, которые прописываются в условиях договора. Я бы сказал, что лизинг — это кредит для юридических лиц, предоставляющий возможность получить автомобиль во временное пользование. А для частных лиц существует огромное количество кредитных предложений от различных банков”.

По мнению экспертов, развитие рынка лизинга в нашей стране для индивидуальных предпринимателей — дело обозримого будущего. Тем более что действующее российское законодательство это позволяет. Могли ли мы еще несколько лет назад представить, что можно просто так зайти в автосалон с улицы, оформить там же банковский кредит и выехать оттуда на собственном авто, не имея на него достаточных средств? А если учесть, что индивидуальные предприниматели все чаще подпадают под представления о малом бизнесе, то их спрос на данные услуги непременно породит и их предложение.



    Партнеры