Сезон утрат

Антониони пережил Бергмана на один день

31 июля 2007 в 17:55, просмотров: 1248

В понедельник не стало Ингмара Бергмана, во вторник ушел из жизни Микеланджело Антониони. Отсчет жизни одного из столпов мирового кинематографа остановился на девяносто пятом году.

Антониони родился 29 сентября 1912 года в Ферраре, в 1935 году окончил Высшую школу экономики и коммерции Болонского университета, работал в банке. В конце 30-х — начале 40-х годов был кинокритиком — сначала в региональной газете, затем в столичной прессе, причем как в официальном фашистском журнале “Чинема”, так и в подпольно издававшейся во время войны газете “Италия либера”. В эти же годы решил заняться кинорежиссурой, впервые заглянув в объектив кинокамеры: по собственным словам — в сумасшедшем доме, где собирался снимать любительский фильм о душевнобольных, который так и не сделал.

Первая самостоятельная работа — съемки документального фильма о бедняках, что было новой для итальянского кино темой. Ранние игровые фильмы Антониони — “Хроника одной любви” (1950), “Побежденные” (1952), “Дама без камелий” (1953) критики назвали “внутренним неореализмом”: в них центр внимания был смещен к внутреннему миру персонажей. Следующие три фильма, которые обычно объединяют в трилогию отчуждения: “Приключение” (1960), “Ночь” (1961) и “Затмение” (1962) — посвящены людям, утратившим способность к близким человеческим отношениям. Фирменный язык Антониони: долгие медленные кадры и общие планы, на которых почти ничего не происходит. “Почти ничего” — с точки зрения обывателя, привыкшего к голливудскому мельтешению.

Кирилл Разлогов, киновед, культуролог:

— Еще вчера журналисты меня спрашивали о Бергмане, и я сказал, что Антониони — последний из могикан интеллектуального кино. И вот теперь его не стало тоже. Впервые я начал знакомство с его творчеством в 60-е, когда мне было 14 лет. И фильм “Приключение” произвел на меня неизгладимое впечатление. Потом уже посмотрел “Крик”, “Даму без камелий”, “Ночь”. И уже последовательно на Московских международных фестивалях смотрел выходящие в свет картины мастера... Меня тогда очень увлекала теория дедраматизации, по которой строил свои фильмы режиссер. А поскольку я тогда уже собирался во ВГИК, то изучал соотношение времени и пространства. Мое восприятие его картин менялось. Ведь менялся и сам Антониони. Потом в его творчестве появилась новая тема: “сильная женщина”, воплощенная Моникой Витти, и ее отношения со “слабым мужчиной”. Последняя его картина совместно с Вимом Вендерсом открыла нам нового Антониони.



Партнеры