Однажды в Америке

Шамиль Тарпищев — “МК”: “Надо, чтобы внутри это сидело: я хочу быть первым!”

Чудом прорвавшись к своим подопечным в курортный городок Стоу, где проходил полуфинальный матч Кубка федерации-2007 между теннисистками США и России, капитан нашей команды Шамиль Тарпищев вернулся в Москву с победой. Хотя и не сможет теперь поехать на US Open — визу он (вы помните, конечно, с каким трудом) получил только на два месяца… Об этом, а также о предстоящих финальных играх Fed Cup и полуфинальных встречах Кубка Дэвиса он и рассказал в “МК”, куда заехал на прошлой неделе, несмотря на цейтнот, на прямую линию. “Я не знаю, как я все это выдержал, — улыбался Тарпищев. — И как мы победили…”

“Ни Шарапову, ни Дементьеву не сбрасываем со счетов”


— Беспокоит Мария. Поздравляю! А еще хочу спросить: если, предположим, Петрова, Кузнецова или Чакветадзе получат травму, вы Шарапову позовете в сборную?

— (Смеется). Ну вы прямо всех уже из команды убрали…

— Нет, я имею в виду, если кто-нибудь…

— Естественно, если кто-то выбывает, я имею полное право предложить Шараповой играть, тут проблем никаких нет. Но пока об этом рано говорить, потому что я не знаю, кто в какой форме будет после US Open.

Поэтому ни Шарапову, ни Дементьеву, которая претендует на это место, ни ту же Сафину мы не сбрасываем со счетов. В любом случае решение достаточно сложное. И я пока придерживаюсь мнения: если все будут здоровы, то должны играть те, кто выстрадал этот финал. Не представляю, как можно кого-то из них лишить этой возможности!

— А играть в полуфинале Кубка Дэвиса против Германии в Москве будет Андреев?

— Не факт. Ребята хорошо знают, что покрытие является главным для определения состава. Если оно быстрое, то, естественно, предпочтение отдается тем, кто лучше играет на быстрых кортах. И здесь незаменим Турсунов.

Да и пара Сафин—Турсунов на быстром покрытии у нас, пожалуй, лучшая… А что касается грунта, то, соответственно, появляется вариант пары Сафин—Южный и, конечно, всплывает Андреев, который тоже сделал всей России праздник, обыграв Гонсалеса в Чили. В общем, на матч с Германией приглашаются все.

Шесть человек, включая Королева…

“На американок давила ответственность”


— Добрый день, меня зовут Сергей. Такой вопрос: за счет чего все-таки нашей команде удалось выиграть у американок при таком составе — по сути, без звезд?

— За счет психологии. Потому что было ясно, что команда Америки сильнее нашей и играет дома, плюс у нас было много проблем и с тренерским составом, и со мной лично. Хотите расскажу самый короткий новый анекдот: “Тарпищеву дали американскую визу!” (Шамиль Анвярович нашел в себе силы и на эту тему посмеяться…). Но при всем при том на американок давила огромная ответственность. И именно с этой позиции перед нами стояла задача раскрепостить наших девочек, заставить их играть как на тренировке. Когда человек раскован, он все-таки играет лучше… А с другой стороны, мы должны были подогревать в них спортивную злость. И на этом внутреннем подъеме наши девочки — Петрова и Веснина — просто феноменально сыграли пару и принесли команде решающее очко.

— Понятно. А ваш прогноз на финал?

— А вот здесь психологически сложнее будет ситуация. Ясно, что мы — сильнее. Но самая большая проблема в том, что каждый будет подходить, хлопать по плечу и говорить: “Ну что, когда шампанское будем открывать?” Не представляете, как такие вещи на психику давят: вроде как ты обязан выиграть и никто даже мысли не допускает, что можешь проиграть…

— А как сейчас чувствуют себя наши теннисистки — есть у них травмы, проблемы?

— К сожалению, травм много. У Дементьевой повреждены ребра, у Кузнецовой, Шараповой, а теперь и у Весниной — плечо. Лена Веснина даже с турнира недавно снялась, в четвертьфинальном матче против Чакветадзе.

“Часто люди с сумасшедшими данными лишены мотивации”


— Здравствуйте, это Регина. Каким, по-вашему, качеством должен обладать теннисист, чтобы выигрывать турниры?

— При всех прочих равных, конечно, все решает психология, мобилизация нервной системы. Когда человек рискует и играет лучше.

— А как воспитать в себе победителя?

— Знаете, чаще получается, что люди с сумасшедшими данными, у которых и быстрота, и выносливость — от рождения, лишены внутренней мотивации. У них другие приоритеты — у кого-то творчество, у кого-то деньги... А из таких чемпионов не получается. Для побед надо, чтобы внутри это сидело: “Я хочу быть первым!”

“Высоцкого очень любил, лично его знал…”


— Добрый день. Это Игорь из подмосковного Жуковского. Мне известно ваше пристрастие к стихам Игоря Северянина. А какие у вас музыкальные предпочтения?

— Если взять 70-е годы, то все мы были поклонниками “Битлз”. Не знаю, сколько вам лет…

— Я 1975 года рождения.

— Ну понятно… Высоцкого я очень любил, лично его знал. А сейчас очень дружу с Игорем Крутым, соответственно, знаю его творчество, знаю, как он этого достиг… Но сейчас уже нет таких явных пристрастий, какие были в молодые годы.

— Ваши сыновья занимаются теннисом?

— Вообще, старший сын у меня очень талантливый, но играть не хочет, хотя мог бы. Я реально говорю: если бы у него было стремление к результату — в мировой пятерке был бы точно. А младший, ему 13 лет, фанат тенниса, но у него не такие данные, как у старшего.

— Так вы их тренируете?

— Вы знаете, я в принципе считаю неправильным, если родители тренируют своих детей. Поэтому я их только консультирую.

“Что касается умного тенниса — тут Чакветадзе королева”


— Меня зовут Юрий Яковлевич. Когда же кто-то из наших девушек или молодых людей станет первой ракеткой мира?

— Сроки, конечно, тяжело назвать. Но, например, Шарапова в этом сезоне три месяца лидировала — и только травма не позволила ей удержать позиции до конца. Светлана Кузнецова тоже вполне могла претендовать на первое место в рейтинге, мы рассчитывали, что в этом году она выстрелит, но опять-таки из-за травмы Свету лихорадит…

— А Чакветадзе, она вроде спортивная девочка?

— Чакветадзе надо решить одну проблему — это вопрос костно-силовой выносливости. Что касается умного, интеллектуального тенниса на средних и медленных кортах — тут она королева. Ее вполне можно сравнить с Хингис, с Мыскиной… А на быстрых покрытиях очень важны и физические данные. Но надо отметить, что за последние два года Аня в этом плане заметно прибавила и именно поэтому находится в первой десятке. Кстати говоря, та же проблема у Кириленко. Если Маша будет продолжать работать, то, я думаю, через полтора—два года она сможет показать серьезные результаты.

— Интересно, у маленького ребенка можно как-то определить перспективы?

— Несомненно. Мы проверяем юных талантливых спортсменов по специальной методике. А медицинскую комиссию Федерации тенниса России возглавляет Николай Дурманов (руководитель Антидопингового центра).

Мы вместе разработали специальную программу, по которой обследуем детей на генном уровне с целью определить их возможности. После такого обследования я даю тренеру ребенка рекомендации по дальнейшему тренировочному процессу. И если нахожу с ним общий язык, продолжаем работать, а если нет, то уже не лезу.

— Спасибо огромное. А скажите, как вам удается пережить переломные моменты? Где вы берете силы?

— Это школа Кремля. 5 лет работы там так просто не проходят.

“Ельцину дважды отказывал”

— Это Олег Павлович из Москвы. Скажите, вы чувствуете себя великим тренером?

— Нет, потому что все возвышенные слова — великий, выдающийся — только губят. А я человек от земли, я привык работать, достигать результата, невзирая на то, что говорят.

— Мне кажется, что у вас на самом деле две жизни — спортивная и политическая. Вы были в Кремле, были личным тренером Бориса Николаевича Ельцина…

— В политике я не был никогда. Я отвечал за спорт. И, кстати говоря, когда Ельцин меня приглашал, я дважды отказывался. Согласился с третьего раза, когда он сказал: “Шамиль, ты мне очень часто и много рассказывал о спорте: что надо сделать для того, чтобы было так, как надо, а не так, как есть. И я даю тебе шанс это сделать…” Я считаю себя абсолютно честным перед всеми. Я человек России и делаю все для России. И мне, конечно, очень горько сознавать, что бульварная хроника в 96—98-м годах могла уничтожить не только меня. Но если я стану реагировать на все, то никаких нервов не хватит. Поэтому я решил быть выше драки, ни на что не обращать внимания, а просто делать свое дело.

— И я чувствую, что вы действительно получаете удовольствие, занимаясь только своим делом — теннисом…

— Я всегда был счастлив по одной простой причине: у меня с детства хобби и работа совпадали. Поэтому я и не хотел никуда идти, но так сложилась судьба, что меня выплеснуло во власть.

* * *

А на посошок последовал звонок друга — Леонида Петровича Зинкевича, которого я тоже очень хорошо знаю и люблю.

— Добрый день, Шамиль Анвярович.

— Привет, Леонид Петрович.

— Я вот слежу за теннисом очень внимательно. Скажите, пожалуйста, как вы таких больших успехов добиваетесь — благодаря везению или просто вы такой умный?

— Да потому что рядом со мной есть такие друзья, как ты.

— Желаю вам удачи, дорогой мой.

Авторы:
Сюжет

Работа мечты

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

В регионах:Ещё материалы

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру