Политический спектакль на “Автовазе”

Второе действие не состоялось

Первого августа в 10:45 небольшая группа рабочих под предводительством лидера профсоюза “Единство” Петра Золотарева предприняла слабо выраженную попытку провести забастовку на автомобильном заводе в Тольятти. Обещанный грандиозный “бунт на корабле” на поверку оказался лишь громким заявлением “горстки лиц”.

Вместо обещанных десяти тысяч участников акции — всего лишь 150 рабочих, покинувших свои места, чтобы “составить беседу с руководством профсоюза “Единство”. Вместо остановки конвейера — малочисленный послеобеденный митинг на свежем воздухе. В дополнение к разгоравшемуся провалу — отказ рабочих второй смены поддержать зачинщиков и немой вопрос в глазах остальных 112 тысяч рабочих завода: “Что, собственно, происходит?” Складывалось впечатление, что забастовка на ОАО “АвтоВАЗ” — не более чем политический спектакль, в постановке которого принимала участие лишь небольшая часть заинтересованных и посвященных лиц. Более того, за подобную провальную постановку режиссера следует освистать: забастовка откровенно провалилась.

“В неудаче провести забастовку на “АвтоВАЗе” есть несколько причин”, — считает генеральный директор центра политической конъюнктуры России (ЦПКР) Михаил Виноградов. Первая причина в отсутствии поддержки рабочими завода действий альтернативного профсоюза “Единство”: “Не веря в то, что забастовки могут что-либо изменить, рабочие не торопятся присоединиться к подобным акциям”. Вторая причина, по мнению эксперта, в маргинальности и слабости профсоюза-организатора, который не смог объединить рабочих “АвтоВАЗа”: тольяттинское “Единство” не оправдало своего названия и оказалось беспомощным. Третью причину директор ЦПКР усматривает в отсутствии необходимой поддержки со стороны населения.

“Забастовка на “АвтоВАЗе” — PR-феномен”, — считает директор Международного института политической экспертизы, член исполнительного совета Российской Ассоциации по связям с общественностью Евгений Минченко. “Провал забастовки на “АвтоВАЗе” выглядит особенно впечатляюще в сочетании с громкими заявлениями в СМИ о ее планируемых масштабах. Это еще раз говорит о том, в каком дефиците в России действительно эффективное рабочее движение”, — заявил эксперт. При этом он отметил, что действия альтернативного профсоюза в Тольятти оказались супернеэффективными.

Эксперт Фонда развития информационной политики Виталий Камышев говорит о том, что неудача тольяттинских забастовщиков способна дискредитировать все профсоюзное движение в России. “Уже сейчас можно утверждать, что попытка остановить конвейер “АвтоВАЗа” с треском провалилась, — комментирует эксперт. — Причины неудачи очевидны: политические мотивы организаторов акции, связанные со стремлением заработать очки на популистских заявлениях накануне выборов мэра города и депутатов Госдумы”.

Выводы экспертов пессимистичны. Во-первых, неудавшаяся попытка выдать политический демарш за возрождение рабочего движения способна дискредитировать идею в целом. Во-вторых, политический спектакль на крупном автомобильном гиганте — пример того, как мелкие политические амбиции отдельных корыстных “актеров” могут мешать не только предприятиям, но и политике всего государства по возрождению отечественного автопрома.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру