От Рульки К Высоким Технологиям

Немецкие предприниматели поглощены развитием инновационного бизнеса

5 августа 2007 в 15:33, просмотров: 433

80% немецких компаний — это малые фирмы, на которых задействовано более 70% работоспособного населения страны. При этом у немецкого малого бизнеса два лица. Одно лицо — с крупным крючковатом носом, узкими глазами, желтой или очень смуглой кожей, а частенько и в хиджабе. Второе — типично арийское, с голубыми или серыми глазами, блондинистой челкой и сахарно-белой кожей. Традиционные немецкие рульки и квашеную капусту в Германии готовят выходцы из Турции, Алжира и Марокко, а сами немцы работают по 24 часа в сутки на благо высоких технологий и кибернетики. Ежегодно на территории ФРГ возникает не менее 300—500 новых венчурных фирм. На долю малых компаний в Германии приходится до 60—70% всех зарегистрированных патентов и открытий.

Сфера услуг — в сегодняшней Германии крайне непочетна. Большая часть ресторанов, специализирующихся на национальной кухне, принадлежит выходцам из Сербии, Польши, Черногории, Хорватии и даже Испании. С молчаливого согласия местных жителей сферу частных химчисток, маленьких продуктовых магазинов, табачных лавок, прачечных, парикмахерских, студий красоты, мастерских по ремонту обуви и пошива одежды также стали заполнять эмигранты.

Подобная схема бизнеса вполне устраивает немцев. Их высокий образовательный и интеллектуальный уровень не позволяет им заниматься столь низкоквалифицированными и приземленными ремеслами. Другое дело информационные технологии, биолаборатории, исследования в области химии и фармакологии, средств коммуникаций. Не отстает от высокоинтеллектуальных стремлений собственных граждан и бундестаг. Он всячески поощряет на этой ниве начинающих и уже состоявшихся предпринимателей.

Одна из особенностей малого бизнеса ФРГ — развитие инновационного бизнеса. Для этого еще в начале 80-х годов прошлого века были созданы консультационные пункты при палате промышленности и торговли, комиссия стимулирования технологического трансферта. 90-е годы ознаменовались организацией технопарков, ряда государственных и национальных программ по льготной, а порой и дотационной поддержке малых компаний в сфере НИОКР. На сегодняшний момент в Германии сформировалась четкая инфрастуктура государственной поддержки малого инновационного бизнеса: технологические центры, исследовательские институты и даже специальная транспортная сеть.

В Германии каждый коренной житель, желающий организовать собственное дело, может легко получить льготный кредит в размере до 50 тыс. евро. Государственный кредит выдается через ряд коммерческих банков сроком на 20 лет. При этом бизнесмен в течение первых 2 лет пользуется денежными средствами безвозмездно — не гасит ни саму задолженность, ни проценты по ней. Затем еще 8 лет предприниматель вносит в банк только льготные проценты — до 4—5% годовых за пользование займом. А собственно саму сумму нужно будет покрывать только на одиннадцатый год с момента ее получения. При этом проведение исследований и научных работ в определенных областях безвозмездно компенсируется собственным правительством в размере до 40 тыс. евро.

Можно с уверенностью сказать, что сегодняшние малые немецкие компании — это самая настоящая кузница кадров. 75—80% выпускников вузов предпочитают начинать свою трудовую деятельность именно на мелких предприятиях. И не зря: более 80% всех договоров о повышении квалификации с высшими учебными заведениями заключают именно частные предприниматели. Основная часть малых компаний ФРГ — это микропредприятия, компании с числом занятых до 9 человек. Обычное немецкое предприятие — это единоличная компания: один хозяин да пара-тройка сотрудников. Число подобных предприятий с каждым годом растет, если пять-шесть лет назад единоличных микрокомпаний было чуть более 400 тыс., то сегодня их более 2,5 млн.

У предпринимателей благодаря дотациям государства, льготному налогообложению, специальным низким расценкам на аренду офисов издержки на порядок ниже, чем у крупных компаний. Концерны поняли выгоды малого бизнеса и стали потихоньку дробиться. В Германии сегодня и не разберешь, где действительно малая фирма, а где малая компания — официальная часть крупного холдинга.

Но правительство такой вариант развития событий не смущает. Благодаря дроблению крупных компаний на маленькие их расходы значительно снижаются, и они становятся крайне привлекательными для иностранных инвестиций. Последние годы ознаменовались серьезными американскими, шведскими и даже японскими инвестиционными вложениями в научно-исследовательские малые фирмы ФРГ. Ежегодно немецкий малый бизнес привлекает из-за рубежа на НИОКР не менее 250—270 млрд. долл.

Малые компании изворотливее и находчивее собственных крупногабаритных коллег. Они постоянно стремятся к снижению собственных расходов. Так, в Европе, а особенно в Австрии и Германии, огромным спросом пользуются почасовые офисы. Предпринимателю невыгодно содержать офис в течение целого месяца.

Поэтому он берет в аренду комнату с техникой и мебелью, а иногда и вовсе только стол и компьютер на несколько часов в день или в неделю.

Еще один феномен немецкого малого бизнеса — “предприниматели-совместители”. Те, кто не очень загружен основной работой на крупной компании, организуют собственный малый бизнес. Это особенно распространено у таких интеллектуалов, как юристы, бухгалтеры, аудиторы. Есть и такие крупные концерны, которые позволяют своим сотрудникам постоянно трудиться дома. Тогда у “совместителя” и вовсе появляется полный карт-бланш для развития личной предпринимательской деятельности. Банки, страховые компании, финансовые институты — многие из них уже сейчас оказывают ряд услуг практически круглосуточно. Ведь “совместителю” может понадобиться перевести деньги, оформить страховку или получить какую-то важную консультацию ночью — днем-то он на основной работе.

Есть у немецких малых компаний и проблемы. Главная — преемственность. Дети не хотят продолжать бизнес своих родителей.

Еще одна проблема германского предпринимательства — административное бремя. С каждым годом оно становится в ФРГ все тяжелей. На контакты с фискальными органами, принудительное сертифицирование, бюрократию, защиту прав потребителей, охрану окружающей среды у среднестатистического бизнесмена в Германии ежемесячно уходит 121 час. К примеру, в Швейцарии на подобную “ерунду” предприниматель тратит всего 54 часа в месяц,



    Партнеры