Мама вышла замуж. Обычная история, о которой написано немало книг и киносценариев.
Действующие лица и исполнители нашей истории: мама — популярная телеведущая Юлия Бордовских; муж — Алексей, бизнесмен; папа — тоже бизнесмен. Главная героиня — девушка Маруся, восьми лет, 1 сентября пойдет в 3-й класс.
— Сначала немного о главной героине. Как учится девушка Маруся?
— Прилично. Правда, школу не очень любит. Больше настроена на песни, танцы и DVD. Но все же старается.
— Я так понимаю, девушка пошла вся в тебя?
— Я-то училась хорошо, с желанием. Сначала я была отличницей, но в связи с поступлением в спортивный класс переключилась на хорошистку.
— А каким видом спорта будет заниматься Маруся по твоему наущению?
— Она занимается плаванием, художественной гимнастикой. Но это все скорее для поддержания формы.
— А ты не хочешь, чтобы она пошла в большой спорт?
— Нет, конечно. Никогда в жизни.
— Почему?
— Она не спортивная, а творческая натура, и на сцене чувствует себя лучше, чем на корте.
— Но на корте нужно тоже творить?
— Там нужна еще физическая подготовка и воля к победе, а с этим у нас хуже.
— Так вот и воспитай.
— А зачем же бросать ребенка из огня да в полымя, чтобы она преодолевала себя в 8-летнем возрасте, когда еще поиграть можно и насладиться детством. Я вот в свое время не наигралась, точно знаю. Ведь две-три тренировки в день — это полный провал по всем остальным компонентам в жизни.
— Ну а в учебе ты свою дочку опекаешь, проверяешь уроки или даешь ей свободу?
— Конечно, я пытаюсь проверять и контролировать. Стараюсь, чтобы Марусе было учиться комфортно и интересно и чтобы она понимала, зачем ей это нужно. Каждые выходные, когда я дома, занимаюсь с ней сама. Но я не та мама, которая сидит каждый вечер с ребенком и требует от него полного погружения в учебу. Дети сейчас учатся совсем по-другому, и интерес к школе привить довольно сложно, поскольку очень много других интересов. Поэтому я склоняю Марусю к тому, чтобы она просто училась и делала то, на что способна.
— Ты видишь уже какие-то опасные черты в характере Маруси, которые хотела бы и могла исправить? Или еще рано об этом говорить?
— Каждая мама знает про своего ребенка, как ему можно помочь. Тем более сейчас у Маруси такой возраст, когда она уже и не ребенок, но и еще не подросток. Представление о жизни у нее ломается и отношение к людям тоже. Какие-то вопросы Маруся пытается решать со слезами, обидами. Вот это волнует меня больше всего. Это и мне мешало в спортивной карьере, ведь жизнь — это тот же спорт. Я пытаюсь объяснить Марусе, что мир жесток и нельзя быть слабой. А она девочка очень нежная, трепетная, чувственная и требует к себе очень тонкого отношения, не понимая, что это возможно, наверное, только в семье. Просто с людьми так жить не получится. Она очень расстраивается, когда ее обижают друзья, когда она получает меньше внимания. Я пытаюсь Марусю убедить, что все будет зависеть только от нее.
— А как с этим не переборщить и не воспитать в ребенке вместо природной доброты жестокость?
— Надо просто объяснять. Мы очень много разговариваем, обсуждаем каждый из тех моментов, который ей непонятен: почему этот человек поступил так, а не по-другому. Здесь действительно очень важен баланс между человеческой добротой и некоей жесткостью, которая необходима по жизни при общении с людьми. Маруся верит, что все люди должны ее любить, потому что в семье ее любят бесконечно. Она очень много общается с другими людьми, с детьми, но все равно к самостоятельной жизни еще не готова. И моя задача сделать так, чтобы ее взросление проходило минимально болезненно.
— Но если Марусю все так любят, она еще не стала законченной эгоисткой?
— Так она дает всем любовь и ждет ответа. Но не все люди отвечают на любовь. Она всегда очень нежна с детьми, особенно с маленькими. Она лучшая нянька для них. Но когда Маруся не получает в ответ обратно положительной реакции, то очень удивляется: а разве такое возможно?
— Скажи, если она такой нежный ребенок, то ты, видя новости по телевизору, криминальные программы, читая газеты, как реагируешь на все эти ужасные сюжеты про маньяков?
— Я пытаюсь ее обезопасить от любой случайной встречи с такими людьми. Она никогда не ездит одна в общественном транспорте, а всегда либо с няней, либо со мной, папой, бабушкой. Самое главное здесь — осторожность.
— Юль, познакомь, пожалуйста, нас с папой. Кто он такой?
— Марусин папа бизнесмен. Мы давно уже не живем вместе, но он очень часто общается с Марусей. Они друзья, и в этом смысле она вполне счастлива.
— И как часто он с ней встречается?
— Это все зависит от загруженности папы. По мере возможности.
— Я так понимаю, что у тебя сохранились с ним нормальные отношения и ты никак не препятствуешь его общению с дочерью.
— Абсолютно. Наоборот, я делаю все для того, чтобы они чаще встречались.
— А теперь познакомь нас со своим новым мужем.
— Его зовут Алексей, и он тоже занимается бизнесом. Слава богу, не телевизионным.
— А как он общается с Марусей?
— Наверное, модель их общения — моя мечта, а Алексей — идеал того, как нужно общаться с Марусей.
— Как Маруся его называет?
— Алексей. У нее же есть папа, а другой ей не нужен.
— Прости, но у Алексея до встречи с тобой, наверное, была семья?
— Была, но именно до встречи со мной. Давай об этом не будем говорить.
* * *