Русское растабайкство

Скажи мне, кто твой чоппер, и я скажу, кто ты…

Они никак не соглашаются поверить, что велосипед уже изобретен. Они выдумывают велосипеды ежедневно, улучшая и изменяя конструкцию немецкого барона фон Дреза. Двухэтажный велосипед,
4-метровый велосипед–стремянка, велосипед с витым хромированным рулем и неисчислимым количеством спиц — все эти правнуки наших “Дружков” и “Аистов” давно уже завоевали улицы Первопрестольной. Оказывается, велосипед — не обязательно средство передвижения о двух колесах. Ездить можно как на одном колесе, так и сразу на пяти… Корреспондент “МК” пообщался с хозяевами неопознанных велообъектов — растабайкерами, а заодно и попытался оседлать “железных коней” XXI века.

Они расположились у подножья памятника Маяковскому: более 60 странных механизмов, в которых, приглядевшись, можно было угадать смутные очертания прадедушек-велосипедов. 3-метровый велосипед-лимузин, двухколесная конструкция высотой в два человеческих роста, байк с подвижной рамой… Бронзовый модернист с высоты своего постамента смотрел на коллег-новаторов недоуменно. Проходящие мимо зеваки, похоже, были с поэтом солидарны: одни усердно крутили пальцем у виска, другие просили щелкнуться на фоне чудо-машин.

Невдалеке от странного зрелища остановились две велосипедистки.

— Поедем, познакомимся? — выруливая в сторону сборища, спросила одна из подруг.

— Что ты, мне стыдно, — оборвала ее вторая. — Рядом с ними мы на наших великах будем похожи на неандертальцев в XXI веке.

Правда, потом набрались сил и подошли. Так я познакомилась с растабайкерами…

Справка “МК”. Во всем мире необычные велосипеды космических форм называются custom. Если предельно упростить, то “кастомизация” — это процесс придания городскому велосипеду экзотических форм. Примерно то же самое, что и тюнинг для автомобиля. Правда, в России необычные велосипеды прижились под другим названием — растабайки. Клуб “Р.А.С.Т.А.БАЙК” официально зарегистрирован осенью 2006 года как общественная организация. Аббревиатура расшифровывается как “развитие альтернативных способов творения аппаратов байков”.

Первый чоппер зарулил в столицу из Голландии. Шурэ (именно так, с ударением на второй слог), президент клуба “Р.А.С.Т.А.БАЙК”, выменял велосипед у местных аборигенов. Цена вопроса — бутылка водки.

— Шесть лет назад я поехал на велосалон в Голландию. Там встретил ребят на замысловатых великах — тогда еще не знал, что это чопперы. Мне страсть как захотелось такой байк, а им — выпить. Вот и поменялись народным достоянием: они мне подарили старый, раздолбанный чоппер, а я им — бутылку “Столичной”.

Справка “МК”. Основных подвидов растабайков два: чопперы — велики с длинной вилкой, смещенным назад центром тяжести и вынесенным вперед передним колесом меньшего диаметра и круизеры — удобные прогулочные велосипеды с усиленной конструкцией, мощным рулем и большими колесами.

Шурэ привез велогибрид в Москву, но одному дефилировать по столичным улицам было скучно. Тогда велосипедист собрал друзей, они заняли денег и купил контейнер таких велоконструкций. Теперь Шурэ даже и не знает точно, сколько у него разноцветных велосипедов с высокими витыми рулями, больше похожих на мотоциклы. Но за дюжину точно перевалило. Весь велопарк ютится у хозяина в квартире — гаража нет, а на улице богатство не оставишь: сразу украдут.

— Я даже хочу диван из комнаты выбросить, чтобы велосипеды с комфортом разместить, — уверяет главный растабайкер столицы.

Как сложно найти одинаковых людей, так и не найдешь одинаковые чопперы или круизеры. Каждый из них в Москве, да и во всем мире — в единственном экземпляре. Колеса с невероятным количеством спиц, высоченные хромированные рули, зеркала в форме мальтийского креста и забавные меховые зверюшки на рамах — при сборке хозяева ограничиваются лишь собственной фантазией. Вот справа круизер, выкрашенный в цвета ямайского флага, рядом — полностью меховой чоппер. По соседству расположился байк, тюнингованный аэрографией из мультика “Розовая пантера”.

Кстати. Растабайки заказывают на заводах или собирают вручную. Заводской стоит от 10 до 20 тысяч рублей. Зато на деньги, вырученные от продажи hand-made велика, можно купить приличный отечественный авто. Правда, рукотворные чопперы все равно никто не продает — ни один хозяин не хочет, чтобы их “железные кони” оказались под седлом чужака.

* * *

Олегу на вид под сорок: взгляд сосредоточенный, ремень перетягивает едва наметившееся пивное брюшко Его легко представить за рулем дорогого автомобиля, но всем четырехколесным средствам передвижения Олег предпочитает… чоппер.

— Одни мужики моего возраста целыми днями пропадают в гараже, копаясь в двигателях внутреннего сгорания, другие ходят на рыбалку, а я люблю прокатиться в свое удовольствие на чоппере, — оправдывает свое увлечение кастом-культурой Олег. — Мой велосипед для меня одна из самых ценных вещей в жизни, потерять его — очень тяжело, как лучшего друга лишиться.

Теперь по стопам отца-растабайкера пошла и дочка:

— Моей дочке 11 лет, но в наших рядах она с 8 лет. Раньше я усаживал ее сзади себя на трайк (или трицикл — мощный трехколесный велосипед, два колеса сзади, одно — спереди). Но как только она стала доставать до педалей, сразу попросила свой чоппер. Пришлось купить. Теперь она, если можно так выразиться, самый юный растабайкер столицы.

Правда, до работы Олег предпочитает передвигаться на общественном транспорте: если коллеги увидят его восседающим на смешном зелененьком велогибриде, точно не поймут. Чего не скажешь о студентке Кате… Каждое утро хрупкая девушка, истекая потом, спускает с девятого этажа своего двухколесного друга. И вперед — по Бульварному кольцу на лекции.

Обаянию растабайков покорны все возрасты: на чопперах и круизерах катаются успешные банкиры и разбитные студенты, витающие в облаках художники и закоренелые технари. Недавно ребята подарили чоппер Шнуру — теперь, говорят, тот на нем в магазин за горячительным ездит.

— У нас в компании есть девочка. Весит, наверное, больше центнера — и тоже с нами катается, — рассказывает растабайкер Ксюша. — Ей даже по заказу сделали трайк — обычный чоппер вряд ли выдержит такого колоритного седока.

Для растабайкеров велосипед сродни живому существу. Поэтому у каждого есть свое имя.

— Свой, например, я назвала “Стрекозой”, — объясняет Ксюша, ласково поглаживая чоппер, отливающий зелено-синим металликом. — А Катин байк зовется по-мужски — “Володя”.

* * *

Основное время растабайкеры проводят в мастерской, совершенствуя и перепаивая свои велочудовища. Обстановка здесь как в Политехническом музее: под потолком на леске, как белье на балконе в погожий день, развешаны рамы, колеса, рули… В углу возвышается куча металлолома: на поверку оказывается — детали для будущих шедевров кастом-культуры. В углу ждут своих хозяев уже собранные байки — весь хромированный лоурайдер — мечта всех растабайкеров. Выглядит прямо как игрушка — витой руль, 144 спицы в колесе, с тылов — декоративные, отливающие на солнце глушители. Рядом фиолетовый трайк с розовой пантерой — такой в Москве в единственном экземпляре. Перед дверью — длиннющий байк-лимузин (почти три метра от переднего до заднего колеса) с выбитым черепом и костями на сиденье. Где-то в этой куче затерялся гусеничный велосипед.

— В принципе, байк можно собрать из чего угодно, хоть из водопроводной трубы — объясняет корпящий над будущим велошедевром растабайкер Глеб.

Сам Глеб заболел велосипедами с детства.

— Раньше для меня велосипед был поводом для экстрима, а теперь — для релакса, — признается растабайкер. — Как говорит Шурэ, все мы станем дедушками, все пересядем на растабайки.

* * *

На втором этаже мастерской я замечаю розовенький велосипедик — мечта каждой уважающей себя гламурной львицы.

— Что, “Дылда-байк” понравился? Ну иди — зацени… — Глеб заговорщицки ухмыляется.

Правда, только я приготовилась оседлать “железного коня”, Глеб меня остановил. Оказалось, что “Дылда-байк” предназначен вовсе не для размеренных прогулок на свежем воздухе, а скорее для дам, обделенных мужской лаской. Когда крутишь педали, из сидения вылезает такая штучка… ну, сами понимаете. А на руль с двух сторон насажены… резиновые мужские достоинства. Вот такой велосипедик…

— А как вы посты ГАИ предполагаете преодолевать? — напоследок спросила я у ребят.

— Да они нас обычно не трогают! Однажды, когда мы ехали в Питер, нас остановили гаишники, долго спрашивали, что это за машины. А потом даже предложили сопровождать нашу колонну до пункта назначения. А в другой раз гаишник попросил покататься.

 

Словарик растабайкеров:

Чоппер — велосипед с длинной вилкой, смещенным назад центром тяжести и вынесенным вперед передним колесом.

Круизер — удобный прогулочный велосипед с усиленной конструкцией, мощным рулем и большими колесами.

Трайк, или трицикл — мощный трехколесный велосипед, два колеса расположены сзади, одно — спереди. На трайке очень удобно подвозить пассажиров.

Юницикл — велосипед, состоящий из одного колеса и педалей. Управляется с помощью переноса центра тяжести.
Тандем — сдвоенный велосипед.

“Яхо-маяхо” — традиционное приветствие растабайкеров. Говоря это, они пожимают друг другу руки.

“Ты что, лука поел?” — с ума сошел, крайняя степень негодования.

“Тип-тип-тип” — с надрывом, истово жестикулируя — так растабайкеры выражают свое восхищение чем-либо, обычно красивой девушкой или понравившейся моделью велосипеда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру