Пробуждение женщины

Ксения Кутепова пустилась в “Путешествие с домашними животными”

12 августа 2007 в 18:54, просмотров: 399

Трогательный сюжет “одинокая женщина желает познакомиться” был, есть и будет одной из козырных карт в мелодраматической колоде. “Путешествие с домашними животными” режиссера Веры Сторожевой по сценарию драматурга Аркадия Красильщикова предлагает не слишком захватанную версию этого сюжета. В “Путешествии” женщина, потерявшая нелюбимого мужа и ставшая одинокой, желает в первую очередь познакомиться с самой собой. А также с миром, который был от нее закрыт, поскольку она была к нему слепа. Может быть, поэтому “Путешествие” и вызвало такой энтузиазм у председателя жюри недавнего Московского фестиваля, австралийца Фреда Скепси, подбившего коллег-судей дать этому фильму главный приз. А мы отобрали “Путешествие с домашними животными” в “Великолепную семерку “МК” — главный конкурс V фестиваля отечественного кино “Московская премьера”.

Кроме всего прочего, своим “Путешествием” режиссер Сторожева очень вовремя напоминает и подтверждает, что мелодраму “Небо. Самолет. Девушка” сняла именно она, а не кто-то посторонний. Ведь ее похожие на бессовестную туристическую рекламу “Греческие каникулы” заставляли, откровенно говоря, в авторстве “Неба” усомниться. Нет, первый фильм Сторожевой про стюардессу и стрингера был совсем не без режиссерских погрешностей. Да и к ее новому фильму про вдову путевого обходчика, шофера-пустозвона и козу с собакой есть вопросы. Но все же между “Небом” и “Путешествием” натянута и дрожит хрупкая нить. Столичная блондинка из самолета и рыжая стрелочница из захолустья, несомненно, родные души. Обе они томятся отсутствием любви, ждут любви, ищут себя в ней, а в процессе поисков обнаруживают, что главное мужское свойство — несостоятельность и ненадежность. И что за собственную судьбу отвечать им самим — больше некому.

Несостоятельного и ненадежного шофера в “Путешествии” играет Дмитрий Дюжев, поставивший на службу этой роли все отпущенное ему природой добродушное обаяние. Как-никак его герой Сергей — первый орел-мужик, который повстречался главной героине Наталье, а ведь той уже изрядно за тридцать. Наталья (в этой роли Ксения Кутепова) выросла в детдоме и в шестнадцать лет не по собственной воле стала женой стрелочника — угрюмца и нелюдима много старше ее. Пошла под венец как в рабство. Почти двадцать лет семейной жизни-пытки бок о бок с чужим и крайне неприятным человеком превратились в мучительный процесс заморозки ее женских чувств. Это — предыстория фильма. Смерть нелюбимого поработителя стала ее освобождением и отправной точкой сюжета. А постепенное оттаивание составляет, собственно, сюжет “Путешествия”.

Тридцатилетняя невеселая вдова, за утомительно долгие годы отвыкшая чувствовать себя женщиной, а вернее, так и не успевшая в юности это почувствовать, с удивлением открывает неизвестный ей мир — шаг за шагом, взгляд за взглядом. Преображает унылое жилище. Перетряхивает пыльный старушечий гардероб, сооружая из подручных средств что-то неправдоподобно изысканное. Дарит себя упомянутому заезжему шоферу. Даже предпринимает неожиданную попытку удрать с проходящим мимо поездом дальнего следования прочь с полустанка — куда глаза глядят. Однако удрать не получается, симпатяга-шофер обнаруживает сердечную глухоту, и в финале Наталья, собравшись с душевными и умственными силами, принимает единственно правильное решение, сообщать о котором заранее я не стану — достаточно сказать, что название фильма содержит на него ясный намек.

Следить за метаморфозами Натальи и новой жизнью, которая ей открывается, увлекательно в первую очередь потому, что мы делаем это глазами отличного оператора Олега Лукичева. Он привнес в “Путешествие” особый воздух, придал этому воздуху цвет, сочинил лаконичные и очень ясные портреты, в первую очередь портреты актрисы Кутеповой. Сама актриса тоже удивительно хороша, но в этом ее свойстве таится маленькая проблема, с которой не справилась режиссер, а жаль. Кутепова слишком отчетливо знает, что хороша, и знает, как выглядеть еще лучше. Она любуется собой, кокетничает со зрителями — и делает это прелестно, однако героине это явно во вред. Во вред ей, кстати, и ухоженные ручки примы Театра Петра Фоменко — помилуйте, да ведь Наталья двадцать лет провела без отрыва от вымени коровы и сорняков на грядках. Церквей в кадре могло быть поменьше — слишком назойливо рифмует режиссер Сторожева внутреннее преображение Натальи с куполами, маковками и наставительными речами батюшки. Но эти частные вопросы — как полустанки, на которых можно и не останавливаться на пути к главному.
В главном же “Путешествие” не ошибается.

Чтобы попасть на V фестиваль отечественного кино “Московская премьера” (24 августа — 2 сентября), надо: во-первых, внимательно читать каждый день “МК”, чтобы знать, что на этом фестивале будет. Во-вторых, вырезать из газеты купоны, которые мы будем публиковать 15, 16, 17 и 18 августа, и обменять их на пригласительные билеты “Московской премьеры”. Один купон на один билет. Акция обмена состоится 19 августа в Парке искусств “Музеон” у ЦДХ с 12.00 до 22.00.

Акция обмена состоится 19 августа в Парке искусств “Музеон” у ЦДХ с 12.00 до 22.00 и с 16.00 до 19.00 на площади перед киноклубом “Эльдар” (Ленинский пр-т., д. 105). Там же пройдут концерты с участием звезд кино, ТВ и шоу-бизнеса.

Каждому, кто в этот день оформит подписку на газету “МК” на 1-е полугодие 2008 года, подарок — комплект билетов на одну из программ V фестиваля отечественного кино “Московская премьера”. Стоимость подписки — 235 рублей!

Фестиваль организован Департаментом культуры Москвы, газетой “Московский комсомолец” и продюсерским центром “Кинопроцесс”, при поддержке правительства Москвы и Федерального агентства по культуре и кинематографии.



Партнеры