Скорая помощь “скорой”

До конца года в Москве будет уже 243 новых машины

12 августа 2007 в 18:04, просмотров: 653

То, что в России действует нацпроект “Здоровье”, касается напрямую каждого. Просто мы обычно забываем об этом.

Но когда прижмет, мы привычно набираем общеизвестные цифры “03”.

В экстренной ситуации здоровье, а очень часто и жизнь больного зависит от квалификации и оснащенности бригады “скорой”. Именно поэтому в нацпроекте отдельной графой прописаны расходы на “скорую помощь”. Корреспонденты “МК” отправились на московскую “скорую”, чтобы посмотреть, как идет реализация этой части нацпроекта в столице.

Вначале главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова Николай Плавунов подробно рассказал нам обо всех изменениях в своем ведомстве:

— Нацпроект “Здоровье” — это не только поставки новых машин, но прежде всего улучшение качества медпомощи населению, внедрение новых технологий. Например, в июне прошлого года введена в действие автоматизированная навигационно-диспетчерская система управления работы “скорой”. Она позволяет в режиме реального времени координировать работу бригад. Ну и, конечно, с сентября по декабрь 2006 года столичная “скорая” получила в рамках реализации нацпроекта 118 новых машин марки “Газель” и “Соболь”. Для сравнения: сегодня ежедневно на улицы Москвы выходит 953 наших машины. Не следует забывать и о том, что в этом году нам будет поставлено еще 125 новых машин.

Николай Плавунов рассказал “МК”, что нынешняя “скорая” — это огромный, слаженно работающий механизм. Сейчас только медработников, выезжающих на “линию”, насчитывается около 7 тысяч человек. Плюс полторы тысячи диспетчеров (которые также имеют медицинское образование). В рамках нацпроекта работники “скорой” получают солидные доплаты. Так, врачам ежемесячно начисляется дополнительно по 5 тыс. рублей, фельдшерам по 3,5 и медсестрам по 2,5 тысячи рублей. С учетом всех надбавок и доплат средняя зарплата врача “скорой” составляет около 40 тысяч рублей, а фельдшера порядка 30. Такие условия сказались на приросте кадрового состава. Только за прошлый год пришли 630 специалистов, а за первое полугодие 2007 еще около 300 человек. В дополнение к этому здесь ожидают 250—280 выпускников медучилищ. И сейчас кадровая укомплектованность “скорой” по врачам составляет 70%, а по фельдшерам — 83%.

Из приемной руководителя “скорой” мы попадаем в оперативный зал, где работают диспетчеры. Именно сюда поступают все городские звонки по “03”. Старший врач смены Алла Ковбасюк работает на “скорой” с 1978 года, само собой, работала и на выездах. Но уже много лет она координирует работу операторов. Говорит, что сейчас среди операторов много жителей Подмосковья. То, что сюда приходят устраиваться жительницы Подмосковья, говорит о том, что городские доплаты — фактор для медработников немаловажный.

Зимой, когда вызовов больше, в сутки каждая из 100 операторов обрабатывает до 250 обращений. В итоге за смену сюда поступает до 11 тысяч звонков. И все их надо обработать. Каждые полтора часа оператора подменяют минут на 15—20. Одна из них, Татьяна Лебедева, оглядывается на нас и говорит, что работка та еще, конечно, но все равно она ей нравится, “иначе бы не работала на “скорой” 20 лет”.

Диспетчерский зал, условно говоря, разделен на две части. В одной операторы принимают звонки, а уже от них они поступают на компьютер “диспетчера направления”. На мониторе диспетчер видит карту города и “свои” подведомственные подстанции “скорой” (всего в Москве их 53), выбирает свободную ближайшую бригаду, оснащенную карманным персональным компьютером (персонал называет его “наладонник”), и передает ей вызов. На мониторе КПК в бригаде сразу отображается кратчайший маршрут. Когда бригада освобождается, через тот же “наладонник” она оповещает об этом диспетчера. Благодаря новой системе навигации работа “скорой” значительно улучшилась.

В среднем одна бригада “скорой” за смену делает 12—13 выездов к больным. Из года в год количество выездов увеличивается. Что ж, Москва растет. За первое полугодие 2007 года количество вызовов “скорой” почти на 70 тысяч превысило тот же период 2006 года.

“Нацпроектовские” машины узнать легко. Во-первых, они выше обычных, а во-вторых, на борту карет размещен специальный логотип. До начала нацпроекта машины для “скорой” приходили “пустыми”. То есть их надо было еще укомплектовать оборудованием. Теперь же машины приходят, как в советское время, “под ключ”.

Медики говорят, что новые “нацпроектовские” машины удобны прежде всего тем, что в них можно оказывать медицинскую помощь еще в пути до больницы. Они так и говорят: “Это фактически медкабинет на колесах”. В машине высокий и просторный салон. Он хорошо освещен, и работать тут удобно. Аппаратура удобно расположена и, самое главное, она проста в работе. С ней справится и врач, и фельдшер.

Чтобы медики похвастались обновкой, так сказать, в реальных “линиях”, едем на 9-ю подстанцию. Район, закрепленный за ней, считается сложным. Посудите сами: “три вокзала”, Каланчевка, “Рижская” плюс кусок до Сретенки и проспект Сахарова. По нацпроекту подстанция получила 6 машин (всего их закреплено за ней 12). Машины комфортные. Хорошо вентилируются и зимой отлично отапливаются. Оборудование новейшее, кстати, все отечественное. Все оборудование автономное, то есть может работать на батареях. А самое главное, компактное. И.о. заведующего подстанции Артем Хисамов ведет нас во двор, где ждут вызовов машины. Попутно поясняет: “Мы привыкли говорить о том, что на Западе все лучше. А вот и не так. В кино мы часто видим, как американские “скорые”, новенькие и блестящие, мчатся на вызов, люди в белых халатах истошно вопят: “Мы его теряем!” Все так. Но есть одно “но”. Во всем мире больного везут к врачу, а у нас наоборот. Там доехать до больницы за несколько минут можно, а у нас кто дорогу уступит?”

К тому же за границей в большинстве случаев на “скорой” работают парамедики, люди, имеющие курсовую подготовку. На российской же “скорой” работают квалифицированные врачи и фельдшеры, причем по многу лет. Например, врач Ольга Шелеменцева на “скорой” уже 18 лет, а ее коллега фельдшер Николай Ипполитов — 25. Если человек приходит на “скорую” и через год-два не уходит, то остается навсегда.

Экипировка нового спецавтомобиля (pdf)



    Партнеры