Заземлиться, оглянуться...

Вопрос собственности может перечеркнуть все успехи в национальном проекте

В фермерских хозяйствах Подмосковья уже давно определились признанные лидеры. Один из них — Николай СОИН из Луховицкого района. Неудивительно, что именно он уже несколько лет возглавляет Московский крестьянский союз. Что думает о переменах на селе “главный” региональный фермер?

— Николай Александрович, про вас говорят, что вы и шагу не можете ступить, не получив кредит в рамках нацпроекта. Откуда такая любовь к государственным деньгам?

— Люди не врут. В 2006 г. мое хозяйство получило кредит 8,6 млн. рублей на основные фонды: приобретение тракторов, почвообрабатывающих машин, холодильного оборудования в хранилища. В нынешнем году я взял 3 млн. на оборотные средства.

Логика тут простая. Так как рубль на селе “длинный” (в растениеводстве — год), мы должны сохранить его покупательную способность. Официально инфляция в стране составляет 8—9%. Но на селе она значительно выше. ГСМ, электроэнергия, минудобрения растут не на 8% в год, а на все 50! То есть, чтобы сохранить “наполнение” сегодняшнего рубля, на следующий год необходимо иметь 1,3—1,4 руб.

Вот и получается, что если держать денежки в чулке — обязательно прогоришь. Нужно действовать иначе. Получил урожай, продал, а как сохранить прибыль до следующего урожая? Она, как я уже сказал, обесценивается. Поэтому все доходы я сразу пускаю на развитие своего хозяйства. А оборотные средства — ГСМ, удобрения — приобретаю за счет кредита. Осенью продаю урожай, рассчитываюсь с банком, опять вкладываюсь в расширение производства. Все 12 лет так и работаю.

Если в хозяйстве нет рентабельности 100%, оно топчется на месте, не развивается. Если рентабельность 200%, можно считать, что оно устойчивое. Цифры пускай не пугают. Минудобрения за 5 лет выросли в три раза. Хлористый калий, который раньше стоил 18 копеек за тонну, сегодня “тянет” больше 6000 руб. А наша картошечка как была, так и остается.

— Многие жалуются, что для получения кредита нужно собрать уйму справок. Может, в этом причина невысокой активности фермеров?

— Мне такие нарекания непонятны. Да, чтобы взять кредит, нужно оформить около 60 документов: жилотдел, БТИ, ИНН, свидетельства на имущество… Но большинство из них делаешь раз в жизни, дальше только успевай отксеривать. Ведь с каждым разом все остается по-прежнему, меняется только сумма кредита и технико-экономическое обоснование. Я даже рад, что у банка такие требования к документам. У меня теперь даже имущество застраховано от пожаров и наводнений.

— Зато у личных подсобных хозяйств появился свет в конце тоннеля. Они ведь тоже являются участниками нацпроекта. А это — сила!..

— Согласен, сейчас они могут взять кредит до 300 тысяч рублей, купить на него небольшой трактор, построить хранилище. Такие прецеденты уже есть. В прошлом году кредиты в Луховицком районе взяли около 50 ЛПХ. Это, конечно, показатель, но пока еще мизерный. У нас только в одной деревне Нижняя Масловка 440 подсобных хозяйств, в районе — больше 50 тысяч. А кредиты, как я уже сказал, получили только 50.
— Народ боится связываться с банками?

— Те, кто вникает в это дело, уже почувствовали вкус и смело обращаются за финансовой помощью. Да и в целом по нашему Крестьянскому союзу количество кредитов сильно увеличилось, они ведь льготные.

Тем не менее еще сказывается деревенский менталитет. Не забывай, что у банка главная задача не выдать кредиты, а вернуть их обратно. “Сито”, конечно, есть, выдают не всем. Но в целом проблем не возникает.

Сегодня чувствуется другая проблема. В национальном проекте у нас получается по вечному принципу: хотели как лучше, а получается как всегда. Я вот как думаю: если он национальный, значит, должен иметь большое многообразие форм. А из этой палитры мы “вырвали” одну и начали ее всемерно решать.

Вот говорят: “Берите кредиты!” Но брать надо под что-то. А основной вопрос — земля. По закону сегодня с ней можно делать что угодно: покупать, продавать, оформлять в наследство, дарить — в общем, полный пакет услуг. Однако все эти прелести не для простого крестьянина, за последние годы я не припоминаю случая, чтобы кто-то из пахарей расширил свои границы. Тот, кто хочет и имеет возможность обрабатывать землю, просто не может ее оформить по закону! Согласись, что если сегодня земля только для магнатов, то с нашим сельским хозяйством происходит что-то не то.

Проблемы, не охваченные нацпроектом, в конечном итоге могут перечеркнуть все успехи в кредитовании. Зачем брать кредиты, если нет перспектив в расширении земельных участков? А такие вопросы сегодня не решаются никак. В этом плане национальный проект пока еще сильно проигрывает.

Власть должна научиться не только слушать, но и слышать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру