Очей очарование

Как найти и не потерять радость в ювелирном салоне

13 августа 2007 в 15:38, просмотров: 1247

Ювелирный рынок России является одним из быстрорастущих рынков. По оценке экспертов, ежегодно он растет на 20—30%. Однако он наводнен низкокачественными золотыми изделиями. Под прикрытием толлинговых схем в страну завозится около 80% контрабанды.

Как избежать разочарований после покупки ювелирных украшений попытался выяснить корреспондент “ЭВ”.

Одноразовое удовольствие

Месяц назад моя знакомая, решившая “проветриться” от московской суеты на турецком берегу, огорошила меня своими новыми ювелирными открытиями. “Ты даже не представляешь, какой удачный шопинг я сделала на экскурсии в Стамбуле! Мне еще такую скидку сделали, что в Москве об этом приходится только мечтать”, — выпалила девушка и радостно показала свои обновки. Признаюсь, я не очень хорошо разбираюсь в золотых побрякушках, но отличить “турецкое” желтое золото с характерным тусклым отливом мне не составило никакого труда.

Благодаря подобным “удачным” золотым турам в Стамбул и в другие турецкие города горная республика, не имеющая на своей территории месторождений рудного и рассыпного золота, вышла на почетное третье место после Индии и США по производству ювелирных украшений. Около 90% золотых цепочек, колец и сережек турки продают россиянам.

Однако это обстоятельство особой радости у специалистов не вызывает. Не секрет, что турецкие ювелиры, как правило, производят некачественный товар. Как пояснила гендиректор сети “Кристалл мечты” Юлия Пузырева, в Турции самая дешевая лигатура. “Турки, чтобы снизить себестоимость изделия, экономят на серебре. Вместо серебра в ход идут более дешевые металлы. Такая замена не проходит бесследно для золотого изделия. Золото без добавок серебра становится мягким и быстро перетирается. В Турции нет ГОСТа, за качеством никто не следит. Как только его начинают паять ювелиры, оно “сгорает”. В результате турецкие изделия восстановлению не подлежат. А вот цепь, выпущенную 60 лет назад в России, можно спаять, отполировать и снова носить”, — заметила Юлия Пузырева. Справедливости ради надо признать, что изделия турецких мастеров часто отличает интересный дизайн. Хотя это заслуга к местным художникам никак не относится. Дело в том, что дизайн турки воруют на международных выставках. За эту “слабость” организаторы многих известных ярмарок закрывают перед турками и китайцами двери. Правда, это помогает слабо.

Интересно, что “восточным” золотом торгует немало известных российских компаний, которые имеют свои “дружеские” компании в Турции. Не секрет — много наших фирм, в том числе и очень известных, работают по системе толлинга. Получив разрешение Минфина, они покупают золото без НДС, вывозят его за рубеж, в первую очередь в Турцию, и там якобы отдают его на переработку. После чего оно возвращается назад. Сегодня российский ювелирный рынок можно условно разделить на игроков, которые используют толлинговые схемы и которые их игнорируют. Последние оказываются в неравном положении, поскольку под прикрытием толлинговых схем сегодня, по оценкам экспертов, завозится около 80% контрабанды. Как считает президент “Алмаз-холдинга” Флун Гумеров, широкое распространение толлинговых схем делает бессмысленным техническое перевооружение отечественных предприятий, губит дизайнерские школы и вводит в заблуждение покупателей, ведь клейма отечественных компаний ставятся на продукции, которая произведена за пределами страны без соблюдения принятых в России стандартов.

В два захода

Как отметила гендиректор ООО “Алтын-сервис” Елена Рубан, покупки редко осуществляются в одиночку, в основном приходят посоветоваться с подругой или молодым человеком. “Ювелирные украшения покупают в основном женщины. Девушки предпочитают “легковесы” — легкие цепи, кольца, подвески. Дамы к 40 годам больше интересуются “тяжеловесами” — украшениями с бриллиантами. Мужчины для себя покупают золотые запонки, заколки, часы, браслеты, цепи. Сопровождающим их женщинам берут подвески, часы, кольца и серьги с драгоценными камнями. Большой наплыв на 8 Марта. Причем мужчины, как правило, делают покупки в два захода. Покупают в одиночку кольца и браслеты для любимых женщин не того размера, потом после праздников приходят их менять”, — говорит Елена Рубан. Сегодня покупатель выбирает лучшее — по дизайну, качеству, авторитету торговой марки, интересуется историей происхождения ювелирного украшения. По словам Флуна Гумерова, около половины продаж приходится на “бескаменку”, четверть — на изделия с бриллиантами и еще четверть — на украшения с другими драгоценными и полудрагоценными камнями.

По мнению аналитиков консалтинговой компании “Амико”, в Москве растет спрос на качественные и дорогие изделия. В “спальных” районах Москвы средний чек магазинов составляет 3—5 тыс. руб. В центре, например, возле метро “Кузнецкий Мост” или “Кутузовская”, стоимость покупки варьируется от 15 до 60 тыс. Разброс цен на качественные украшения, импортируемые из западных стран, довольно широк, поскольку чаще всего они устанавливаются нецивилизованным путем, например увеличением ее в среднем вдвое. В то же время часть украшений продается в два раза дешевле, но в совершенно неприспособленных местах. В результате от греха подальше многие потенциальные покупатели, боясь переплатить, едут за покупками за рубеж, где надеются найти изделия модного дизайнера, совершить покупку в цивилизованных условиях и одновременно сэкономить.

Однако российский рынок отличается более низким, чем в Европе, уровнем наценки на ювелирные изделия. Минимальная наценка, обеспечивающая рентабельность розничной торговли, по мнению экспертов, составляет 30% от закупочной стоимости.

Директор по рекламе “Яшма-золото” Елена Шаховская отметила, что более активно входит в моду “белое” золото (добавляется палладий, никель, платина. — “ЭВ”). “Если раньше его предпочитали люди, которые имели возможность часто выезжать за рубеж, то сейчас оно пользуется популярностью у обычных покупателей. По традиции большой спрос и на “красное” золото (сплав с медью. — “ЭВ”). В разгар лета, когда люди раздеваются, женщины охотнее покупают колье и серьги с недорогими бриллиантами”, — заметила Елена Шаховская. Гендиректор холдинга “Бронницкий ювелир” Илья Чепик сообщил, что все чаще мотивом покупки ювелирного украшения становится хорошее настроение, которое при опросах  опережает традиционные праздники. Добавим, что практически все сети и магазины для поддержания спроса практикуют скидки.

Традиционный период распродаж на праздники — 8 Марта, День всех влюбленных, под Новый год. Как правило, сумма дисконта составляет 15%, в Новый год можно увидеть скидку на вещь с бриллиантами и до 50%. Во многих сетях можно на треть купить приглянувшуюся вещь в день рождения. Часто, начиная с покупки в 10—12 тыс. рублей, клиентам в подарок выдаются сертификаты на определенную сумму. При этом они имеют возможность самостоятельно выбрать понравившееся украшение.

Бриллиантовый хит

Как подчеркивают эксперты, в последние годы в столице устойчиво растет спрос на золотые изделия с бриллиантами. Это связано не только с повышением благосостояния местного населения. Дело в том, что российские бриллианты очень ценятся богатыми иностранными туристами. Наши камни считаются по характеристикам лучшими в мире по блеску и по огранке. Даже забитый углем российский брюлик, ограненный по ГОСТу от 1963 года, выглядит куда ярче “рыбы” израильского производства с превосходными характеристиками. Технология огранщиков РФ и Израиля отличатся тем, что израильтяне не могут себе позволить большое количество отходов.

Чем лучше цвет и качество камня, тем дороже он ценится. Качество бриллианта мгимологи определяют по трем критериям: цвету, чистоте и форме огранки. Первая цифра камня отвечает за  цвет, вторая — за чистоту. Цвет и чистота градируются от 1 до 9. Чем ближе к 9, тем больше дефектов у  камня и тем  он желтее или  коричневее.

Отметим, что качество дизайна российских изделий с драгоценными камнями разное. В последние годы появилось несколько небольших компаний, которые научились делать высокохудожественные вещи. Например, на потрясающем уровне работают питерские художники из мастерских Сергея Федорова и ювелирной компания Акимова. Они делают золотом православные иконы и кресты с такой мелкой деталировкой, что у профессионалов аж дух захватывает. Очень интересные по дизайну вещи с драгоценными камнями делают и некоторые столичные компании.

Советы от профессионалов

Не забывайте периодически чистить золотое изделие нашатырем. Отлично “лечит”  золото ультразвуковая ванна: мойка с водой, мыльным раствором и нашатырем. “Побаловать” свои украшения ультразвуком можно в мастерской в любом крупном ювелирном салоне. Но блеск золотому изделию можно придать только механическим  способом, поскольку золото мягкое.

По  мнению Елены Шаховской, “надежнее всего покупать ювелирные украшения в фирменных специализированных сетях от заводов производителей, которые следят за качеством своего товара. В обычных ювелирных салонах такой гарантии нет”. Ведь фирменные сети, обладающие своими производственными мощностями, не заинтересованы в рекламациях на свою продукцию.

Нередко покупатель может попасть впросак при покупке ювелирных украшений с бриллиантами. Порой камни с характеристиками 7.7 продают как 3.3. “Обычный покупатель на глаз оценить эту разницу не сможет. А разница в рыночной цене между камнями 7.7 и 3.3 ровно 400%. Бывают вопиющие случаи, когда под видом благородных камней продаются технические камни”, отметила Юлия Пузырева. Добавим, что доказать факт мошенничества очень сложно. Поскольку только экспертизу соответствия в Экспертном центре МВД надо ждать полгода. Потом еще в суде надо будет изловчиться и  доказать, что именно это кольцо вы купили в магазине.

Всех отечественных  производителей ювелирных изделий тестирует Государственная пробирная палата.  Поэтому на изделиях должны стоять клеймо и ярлыки от российских производителей. Некоторые заводы, как например, “Броницкий ювелир” пошли еще дальше разработали и внедрили новую уникальную бирку и  фирменный сертификат компании, который прилагается к украшениям из золота и выполняет функцию гаранта качества. “Очень важно рассматривать изделие на вид. Порой и без лупы хорошо видна халтура — необработанные швы”, заключила Юлия Пузырева.



    Партнеры