Москва-теракт-Питер

Подрывников будут искать на лесозаготовке

14 августа 2007 в 15:52, просмотров: 3603

Взрыв поезда Москва—Петербург, в результате которого лишь чудом никто не погиб и 26 человек пострадали, не просто удивил. Этот теракт ошеломил, потряс, напугал.

Во-первых, после трагедии Беслана почти три года страна жила спокойно — если где-то что-то взрывалось, то  на Северном Кавказе. Как правило, это выясняли отношения местные князьки и недобитые боевики.

Во-вторых, жители двух столиц уже давно считают поездку в Питер/Москву чем-то вроде путешествия на дачу. И взрыв именно ТАКОГО поезда равноценен пуску под откос пригородной электрички.

В-третьих, абсолютно неясно, с какой стороны нанесен удар. Виновны националисты? Но если в подрыве поезда Москва—Грозный была хоть какая-то, пусть абсолютно варварская логика, то чем провинились перед радикалами пассажиры “Невского экспресса”? Кавказский след? Но в Чечне, если верить рапортам с экрана телевизора, уже давно мир. Бурное начало предвыборной гонки? Значит, следует ждать продолжения? На все эти вопросы попытались ответить репортеры “МК”.

“Невский экспресс”, конечно, не Восточный, но отправление этого состава обставлено с не меньшей помпой, чем отбытие знаменитого родственника в романе Агаты Кристи. В понедельник поезд №166 отправился в роковое путешествие с Ленинградского вокзала по графику — в 18.30. Отправить именно этот состав без опозданий для железнодорожников было делом чести. И провожали его аплодисментами. Увы, это путешествие, начавшееся в несчастливый день 13 августа, закончилось раньше времени.

“Мама, а мы с моста не упадем?”

— Меня провожала мама, — рассказала “МК” уже после взрыва 25-летняя пассажирка Елена. Она ехала в город на Неве в командировку, по делам фирмы. — И все охала: “Никак не могу поверить: через пять часов будет в Петербурге”. А еще один мальчик, малыш совсем, представляете, все время родителей спрашивал: “Мама, а мы с моста не упадем?”

В этот раз устами младенца действительно глаголила страшная истина.

До Бурги поезд шел без приключений, строго по расписанию. Взрыв прогремел в 21.37. В это время состав преодолевал лесистый участок дороги. Кругом — овраг, чаща. И — речка Бурга, ныряющая под железнодорожное полотно. Именно возле этого моста террористы заложили мину.

— Скорость была высокой, — рассказывает машинист первого класса Алексей Федотов. — 191 километр в час.

 И вдруг нас как тряхнет! Потом — еще один взрыв. Я тут же тормозить начал. Мысль лишь одна: только бы не завалить состав под откос.

Без преувеличений можно сказать: машинист спас пассажиров. Во-первых, тем, что разогнался — состав проскочил опасное место, Если бы скорость была хотя бы на 10 километров ниже, ударная сила оказалась бы как раз под локомотивом или головными вагонами. Расчет террористов был именно на то, что локомотив перевернется, увлекая в пропасть весь состав. А во-вторых, Федотов оперативно применил экстренное торможение.

 “Нормальный парень” — так характеризовали Лешу коллеги до вчерашнего дня. Теперь называют только героем. Федотов управлял “Невским экспрессом” с первого дня. И знал, как действовать в такой ситуации.

— Алексею 32 года, и он уже 12 лет работает на железной дороге, после окончания техникума железнодорожного транспорта, — рассказывает инструктор локомотивного депо Константин Красноперов. — Он непосредственно участвовал в технических испытаниях электропоезда, поэтому меня нисколько не удивляет его грамотное поведение в нестандартной ситуации. А ведь у него недавно личная драма случилась: с женой разошелся. Однако на работе это никак не сказалось.

Локомотив и еще четыре вагона по инерции проехали за путепровод. Остальные восемь слетели с пути, вагон-ресторан перевернулся на бок. К счастью, поезд не был набит битком — всего 20 железнодорожников и 231 пассажир (в “пиковые” дни бывает в два раза больше — всего поезд вмещает 536 человек). Кроме того, те, кто ездит в “Невском экспрессе”, не ложатся спать — ведь еще до полуночи поезд прибывает на конечную станцию. Благодаря этому эвакуация прошла быстро.

— Я сразу понял, что это взрыв, — пояснил офицер в отставке Александр Васильевич. — Сначала поезд начало трясти, потом последовал хлопок. Показалось, что вагоны будто провисли. Дверь в нашем вагоне заклинило, так что мы выбрались через окно. Все друг другу помогали, проводницы нас успокаивали.

— Я сама насмерть перепугалась, — признается проводница Виктория. — Мысленно попрощалась с жизнью. 

Первыми на месте крушения поезда оказались жители поселка Бурга, что в 18 километров от Малой Вишеры.

— Мы сидели у телевизора, пили чай, как услышали за окном глухой хлопок, — рассказывает старожил поселка Вера Сергеева. — Тут слышим позывные местного проводного радио: “Все, кто имеет машины, мотоциклы, просьба выехать на место аварии поезда, что в трех километрах от станции, требуется вывезти пострадавших на трассу”.

Мужики наши тут же рванули к лесу.

— Прикатили к опрокинувшимся вагонам в полной тьме, нам кричат проводники: “Забирайте в первую очередь раненых!” — рассказывает житель Бурги Степан Палый. — Час возили на трассу порезанных осколками женщин и детей, многие из них были перебинтованы самодельными бинтами — лентами из разорванных рубашек и маек. 

“Они использовали подмосковный рецепт”

Утро вторника. Место трагедии оцеплено. Вагоны уже подняли на пути, но само полотно истерзано, рельсы изогнуты, на месте взрыва образовалась внушительная воронка. Наверное, так выглядели железнодорожные магистрали в годы войны после атаки наших партизан. 

На сей раз “партизаны” заложили две бомбы безоболочкового типа. Мощность — 2,5 килограмма в тротиловом эквиваленте. Устройства приводились в действие путем замыкания проводов. Саму “лапшу” (мотки бечевки) нашли в овраге в нескольких десятках метрах от места происшествия. Очевидно, именно там была “лежка” террориста.

Схему такой бомбы можно найти в любом учебнике по партизанской войне. 

— Все очень похоже на подрыв поезда Грозный—Москва в Московской области 12 июня 2005 года. Эти типы использовали подмосковный рецепт, — поясняет представитель ФСБ. — Правда, работали более профессионально. Было сделано наложение ножницами зарядов с обеих сторон со смещением, что и подняло рельсы. Да и взорвали грамотно, когда над зарядом была середина состава. 

Стоит сказать, что в этих местах полно “дедушек” с опытом партизанского прошлого, которые могли им поделиться. А неделю назад под Тверью взорвался “черный копатель”. Возможно, преступники использовали тротил, добытый как раз в местах боев в годы войны. 

В ФСБ уже составляют списки подозреваемых. Изучили их и мы. Итак, если предположить, что теракт совершили местные национал-радикалы, возможный кандидат — экс-редактор газеты “Русское вече” 57-летний Павел Иванов. Именно через него экстремисты вели подпольную деятельность на Новгородчине. Номера “Русского вече” распространялись не только среди населения города и области, но и сознательно направлялись автором во “властные структуры”. Правда, на сей раз напрямую обвинить Иванова в теракте не удастся. В апреле 2006 года за разжигание национальной розни Иванова приговорили к 2 годам 4 месяцам тюрьмы. Но “направлять” своих людей из застенков он вполне мог. Кстати, по одной из малореальных, но все же существующих версий теракт может иметь местный колорит. Поговаривают о крупном конфликте между новым губернатором области Сергеем Митиным и местными ОПГ, недовольными его назначением.

И все же основная версия — националистическая. Мы связались с лидером “Славянского союза” Дмитрием Демушкиным, чтобы узнать, не могут ли стоять за этой акцией русские националисты:

— Этого исключать нельзя. Все сейчас напуганы и готовятся к худшему, не знают, что делать дальше. В этой ситуации многие делятся на двойки и тройки, а такая группа в отместку готова на что угодно, да и контролировать их уже невозможно. Отколовшиеся группы могут совершить нечто подобное.

В кругах столичной экстремистской молодежи “МК” сообщили, что к подрыву могут быть причастны члены некоей группировки “Мюзик-холл”. Так называют себя особо рьяные фанаты “Зенита” — около 100 человек, радикально настроенные, постоянно устраивающие драки с фанатами “Спартака” и ЦСКА. Но представители фанатского движения вчера категорически опровергли, что кто-то из них мог устроить такую акцию. Тем не менее силовики считают, что след теракта логичнее искать в Питере.

Террористы прятались среди местных жителей?

Вчера сотрудники ФСБ рассредоточились по Маловишерскому району. Если вспомнить взрыв поезда Грозный—Москва, то именно местные жители помогли раскрыть то преступление — они знали террористов. Но эта история, похоже, совсем другая.

— Место крушения поезда — сплошь лесной участок, — рассказывает председатель штаба ГОиЧС Маловишерского района Сергей Орлов. — Если кто из местных и забредает в этот район, так только за ягодой.

Рыбаки местную Черную речку не жалуют, летом она становится мелкой, рыбой там не поживишься.   

Бурга без малого столетие является не чем иным, как своеобразным “отстойником” Санкт-Петербурга, его так называемым “101-м километром”, хотя километров до Северной Венеции гораздо больше. В годы советской власти сюда ссылались проститутки, бывшие зэки… Сегодня сюда стекается иной люд: опустившиеся пьяницы, продавшие питерские квартиры за бесценок, многодетные мамаши, чьи дети носят разные отчества...

— Бурга вся из пришлых людей, — подтверждает и старейший житель поселка Игнат Селиверстов. — Это единственное место на протяжении многих сотен километров, где на железной дороге имеется оборудование для погрузки-выгрузки леса. “Чужих” людей на лесозаготовках бывает немало. Так что затеряться в здешних лесах не составляет труда. К тому же в этих местах хватает выходцев с Кавказа — участников чеченской войны. Они там работают на довольно прибыльном участке — лесоразработках. Их участие тоже нельзя исключить. 

КАТАСТРОФА СРЕДНЕГО КЛАССА


Жертвами взрыва стали представители деловых кругов

В первые часы после трагедии в ближайшей маловишерской больнице оказалось 27 человек. Травмы у всех были похожие: ушибы, гематомы, порезы от осколков разбитых окон, сотрясение головного мозга. Из Великого Новгорода на подмогу местным врачам специально прибыли квалифицированные специалисты по нейрохирургии и сосудистой хирургии. Большинству из пострадавших медицинская помощь была оказана амбулаторно, затем их увезли родственники. Однако шестерых все же пришлось госпитализировать. Среди них 37-летняя Ирина Курашева с переломом позвоночника и 20-летняя Екатерина Смирнова с переломом правого бедра, которые в тяжелом состоянии были определены в реанимацию. Утром во вторник Смирнову вместе с еще несколькими пациентам на аэромобиле перевели из Малой Вишеры в клиническую больницу РЖД в Санкт-Петербурге.

На момент подписания номера в стационаре находилось 17 человек. Еще четверо отказались от госпитализации.

Среди пассажиров злополучного поезда был 32-летний питерец Константин Елькин. Мужчина работает юрисконсультом в одной из московских строительных компаний, поэтому довольно часто ему приходится путешествовать на “Невском экспрессе”. Скоротать время в пути он решил в вагоне-ресторане.

— Сын позвонил нам по чужому мобильнику, — рассказывает мать Константина (сам он сейчас находится в Мариинской больнице в Петербурге). — Его телефон просто вытряхнуло из брюк вместе с документами.

Говорил, что все произошло в несколько мгновений, вагон сильно затрясло. Людей закидало мебелью и другими предметами. Когда все немного пришли в себя и попытались выбраться, оказалось, что окна расположены слишком высоко, так как вагон перевернуло. Пассажиры, которые не сильно пострадали, помогали другим выбраться наружу, позже им начали передавать одеяла, чтобы они не порезались о разбитое стекло.

Родители забрали Константина Елькина и на автомобиле отвезли домой, а уже потом вызванная “скорая помощь” доставила его в больницу. К счастью, у мужчины обнаружили лишь черепно-мозговую травму.

Среди пострадавших и повар вагона-ресторана, 34-летний Юрий Вуйма из Питера. Едва придя в себя, он также позвонил родителям и сообщил, что с ним все в порядке. Мужчина получил лишь легкие рваные раны, был вместе с товарищами по несчастью госпитализирован в больницу РЖД. По словам родных, Юрий уже несколько лет работает поездным поваром, но в такую ситуацию попадает впервые.

Поскольку поезд “Невский экспресс” считается престижным и билеты на него стоят недешево, среди пострадавших пассажиров представители и среднего класса, и бизнес-элиты. Например, Анатолий Еркулов — директор студгородка в Петергофе. 57-летняя Людмила Матюнина — член совета директоров “Самарэнерго”.

Вместе с супругом Николаем Александровичем она ехала в Питер в командировку. В момент взрыва они находились в вагоне-ресторане. У обоих ушибы и гематомы, но госпитализировать супругов не стали.

Складывается впечатление, что террористы намеренно хотели взорвать именно этот VIP-состав. Ведь проехавший за 10 минут до взрыва обычный питерский поезд №106 они пощадили…

ВЕРСИИ ТРАГЕДИИ

ЕСТЬ ЛИ СВЯЗЬ МЕЖДУ ВЗРЫВОМ И ГРЯДУЩИМИ ВЫБОРАМИ?
Сергей ГОНЧАРОВ, депутат Мосгордумы, президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора “Альфа”:

— Взрыв был демонстративный — в поезде, который следовал из одной столицы в другую. Я не думаю, что это сделали кавказские боевики. Скорее всего кто-то демонстрирует и нам, и президенту Путину, что может в своей борьбе за власть пойти и на такие страшные теракты. И поскольку в ближайшие дни истерика будет раскручиваться и в нашей прессе, и в зарубежной, заказчики этого преступления своего добились.

Геннадий ГУДКОВ, депутат Госдумы, член комитета по безопасности:

— Напрямую теракт и выборы, которые когда еще состоятся, я бы связывать не стал. Тогда теракт надо было делать в октябре-ноябре. Я все это связываю все с тем же мистическим для России августом, когда у нас традиционно начинаются беды и разыгрываются трагедии.

Борис НЕМЦОВ, член политсовета СПС:

— Дело в ином совсем. В Америке тоже выборы: у них там Ирак, грызня демократов-республиканцев, но терактов там нет! Наша лживая пропаганда еще недавно заявляла: мы победили терроризм. Но где победили-то? Весь Кавказ полыхает.

Владимир РЫЖКОВ, независимый депутат Госдумы:

— Определенные параллели напрашиваются. У нас почему-то аккурат перед выборами растет напряжение, происходят теракты. В разных странах такое случается — власти тем самым могут попытаться перед выборами мобилизовать вокруг себя людей, трясущихся от страха. И я не думаю, что это какая-то черная метка главе РЖД Якунину, вряд ли он здесь замешан.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ


 
На железнодорожных путях кавказский след не просматривается. С уничтожением Басаева северокавказское террористическое подполье, кажется, потеряло способность проводить крупные диверсии за пределами своего региона. Тут следует постучать по дереву. Однако если бы так называемые “духи” и организовали эту акцию, то провели бы ее с большим умением и гораздо более трагическими последствиями. В фугасной войне они преуспели. О личностях предполагаемых диверсантов говорит бомба, кажется, изготовленная по рецепту пресловутой “Поваренной книги террориста”. Насколько можно судить по первым данным, эта бомба очень похожа на культовую “ПМС” — поездную мину Старинова, названную в честь легендарного русского партизана времен Великой Отечественной войны Ильи Григорьевича Старинова. Особенность этой бомбы в том, что для приведения ее в действие человек не требуется, колеса поезда сами замыкают электросхему. Однако, по данным “МК”, в овраге у места подрыва нашли телефонный провод, так называемую “лапшу”. Либо злоумышленники сделали некий гибрид ПМС, либо этот провод был дублирующим. Предположим, против кого могли действовать террористы, пустившие под откос поезд из Питера. Тут и думать особо нечего. Действовали они против питерских, а опосредованно против их самого высокопоставленного на сегодняшний день земляка Владимира Путина. Нормальный мотив для радикальных маргиналов правого толка. Послания таких террористов примитивны. Они взрывали Черкизовский рынок, потому что на рынке полно черных, они пускали под откос чеченский поезд на День независимости России. Потому что поезд из Гудермеса, а России — слава. Их лозунги “Россия для русских”, “Россия без Путина”. В скором времени следует ждать сообщения какой-нибудь малоизвестной “Красной Армии”, которая и возьмет на себя всю ответственность. Угреватая публика, среди злодеев самая экзальтированная и обиженная жизнью. На сегодняшний день это самая вероятная версия, и если она подтвердится, то можно вздохнуть с облегчением. Значит, мы имеем дело с жестоким, но относительно слабым врагом. Все эти праворадикальные террористы очень быстро попадаются на всякой ерунде.

P.S. Чеченские сепаратисты не взяли на себя ответственность за этот теракт. Крушение поезда они объясняют действиями неких местных сил. Самый известный сайт боевиков поместил заметку о подрыве поезда под заголовком: “В Новгородской области появились партизаны”.

СПИСОК ПОСТРАДАВШИХ

Дубошин Дмитрий, 1981 г.р. (Раменское Московской области) — ушиб правого плеча, ссадины лица, носа, лба;

Филиппов Максим, 1970 г.р. (Москва) — перелом левой ключицы;

Елькин Константин, 1975 г.р. (Петербург) — ушибленная рана лобно-теменной области с левой стороны;

Вуйма Юрий, 1973 г.р. (Петербург, Колпино) — раны правой голени, правой кисти;

Репников Владислав, 1960 г.р. (Петербург) — рваная рана шеи;

Матюнина Людмила, 1950 г.р. (Москва) — резаные раны левого плеча, ушиб поясничной области, ушиб левого плеча;

Матюнин Николай, 1942 г.р. (Москва) — ушиб и гематома левого бедра, ушиб поясничной области;

Еркулов Анатолий, 1971 г.р. (Петербург) — ушиб и гематома поясничной области;

Курашева Ирина, 1970 г.р. (Петербург) — перелом остистого отростка С7 позвонка со смещением отломка;

Пачина Елена, 1970 г.р. (Москва) — черепно-мозговая травма, подкожная гематома, ушибленная рана затылочной области;

Пачина Алина, 1993 г.р. (Москва) — гематома затылочной области;

Алексеев Леонид, 1972 г р. (Петербург) — ушиб грудного отдела позвоночника;

Лебедев Андрей, 1968 г.р. (Петербург) — ушибленная рана нижней губы;

Тишин Константин, 1931 г.р. (Москва) — ушиб грудной клетки с левой стороны;

Пантелеева Лариса, 1978 г.р. (Петербург) — поверхностные резаные раны лба, левой кисти, левого коленного сустава;

Мормышев Сергей, 1967 г.р. (Петербург) — ушиб верхнего грудного отдела позвоночника;

Самарина Антонина, 1936 г.р. (Москва) — ушиб левого бедра, ушиб левого плечевого сустава;

Кузнецова Анастасия, 1983 г.р. (Москва) — раны нижних конечностей;

Махаммад Абдул Рауф, 1970 г.р. (Уфа) — ушиб грудной клетки с правой стороны;

Банитюг Ольга, 1978 г.р. (поселок Тельмана Ленинградской области) — тупая травма живота;

Давыдов Эдуард, 1967 г.р. (город Шлиссельбург Ленинградской области) — повреждение ключично-акромеального сочленения с левой стороны;

Шедько Олег, 1966 г.р. (Москва) — ушиб мягких тканей правого предплечья и левого плеча;

Рожков Сергей, 1966 г.р. (Москва) — тупая травма грудной клетки;

Рохлина Ольга, 1974 г.р. (Самара) — ушиб правого бедра, ссадина левого предплечья;

Смирнова Екатерина, 1987 г.р. (Петербург) — перелом правого бедра со смещением; 

Романов Владимир, 1941 г.р. — диагноз уточняется.

СПРАВКА "МК"

“Невский экспресс” — поезд, который способен развивать скорость до 200 км/ч, следует от одной столицы до другой без остановок. Время в пути 4 часа 30 минут. Поезд составлен из вагонов повышенной комфортности, удобное время отправления и прибытия привлекает многочисленных бизнесменов, вынужденных курсировать между двумя столицами. Деловых людей экспресс привлекает еще и новой услугой — возможностью беспроводного доступа в Интернет. Стоимость билета на “Невский экспресс” сравнима с тарифами на авиаперелет из Петербурга в Москву. Одно время поезд из-за невостребованности снимался с линии, однако затем его вернули. Сейчас “Невский экспресс” ходит три раза в неделю — в понедельник, среду и пятницу.

СНОВА ОПАСНЫЙ АВГУСТ

КОММЕНТАРИЙ АСТРОЛОГА ВЕДЫ СЕВЕРНОЙ

— Сейчас Марс находится в знаке Близнецов, что означает среди прочего повышенную опасность на транспорте. Но в то же время Юпитер — в знаке Стрельца, он является самой сильной планетой и создает защиту во всем, в том числе и в поездках. Это редкое явление — оно бывает только раз в 12 лет. Возможно, отсутствие жертв в железнодорожной катастрофе объясняется этим влиянием...



    Партнеры