Цена Законодательных Новинок

Большие траты малых турфирм

Туристической отрасли России в этом году коснулись глобальные перемены. И не все они оказались теплыми и дружественными для малых компаний. Для некоторых фирм новые правила игры стали не просто холодным душем, а настоящим смерчем. Все законодательные нововведения больно ударили по бюджету малых компаний. Из-за увеличения расходов большая часть малых фирм будет вынуждена покинуть операторскую деятельность, став рядовыми дилерами-агентами. Простых же потребителей ждет удорожание путевок.

Законодательные новинки в этом году утяжелили бюджет малых туристических компаний как минимум на 200—250 тыс. рублей.

Самым больным местом мелких и малых туристических агентств стало введение финансовых гарантий. И все вроде бы правильно: нет у компании средств на компенсацию своих обязательств — страховая компания или банк оплатят клиенту все претензии.

Только одно “но”. И заключается оно в том, что все страховые или гарантированные выплаты банку или страховой компании туристической фирме все равно придется возвращать, за исключением тех случаев, когда компания попросту обанкротилась. А между тем сам страховой взнос в случае успешной деятельности компании, исполнения ею всех договорных обязательств ни страховая компания, ни банк не вернут. Более того, цена страховки или гарантии в следующем году только повысится. Если в этом году страховой сбор на страхование или гарантирование гражданской ответственности варьировался в пределах от 50 до 175 тысяч рублей, в следующем году он может увеличиться вдвое: от 100 и до 350 тысяч.

Кому это на руку? Только крупным туристическим операторам и агентам. Они страховых взносов ни коммерческим банкам, ни страховым компаниям не платят… А банки и страховщики так рады заполучить крупных клиентов, что страхуют и гарантируют “крупняков” бесплатно.

Очередным грузом стало введение бланков путевки “ТУР-1”. До 1 сентября турфирмы обязаны успеть положить к себе на стол новые бланки, отвечающие всем рекомендациям Ростуризма. Новая туристическая путевка — не просто листочек с фирменным логотипом. Это ценный бланк со специальными голографическими или прочими спецзащитами от подделок. Полиграфическую продукцию такого качества под силу напечатать только трем типографиям Гознака (в Москве, Санкт-Петербурге, Перми) и еще 17 ведомственным. При минимальной партии в 100 тысяч экземпляров бланк обойдется турфирме в 35 рублей. Если же агентство закажет меньший размер партии, себестоимость бланка повысится уже до 70—75 рублей.

Согласно Закону о защите прав потребителей, турист теперь имеет право практически в любой момент отказаться от путевки, расторгнуть с агентством договор и потребовать вернуть деньги за отдых. Для крупных агентств такие взбрыкивания клиентуры не смертельны. За счет потока огрехи “размажутся”, и убытки станут незаметны. Другое дело — маленькая компания.

Не скроешь от клиента теперь и свои прибыли. Согласно опять же новым правилам, агент по требованию клиента обязан показать свои договора с операторами. Так что клиент может всегда узнать, сколько на нем заработал агент: какие бонусы, скидки и другие комиссионные он получил от туроператора.

И еще одна новинка для малой компании — билет на самолет должен быть выдан клиенту не позднее чем за 24 часа до вылета. Иногда это невозможно просто физически. Билеты выписывают авиакомпании или крупные операторы, потом их передают операторам, а те — агентам… Как все будет выглядеть на деле — не понимает ни один из участников туррынка.

Непонятна также и обязанность агента по снабжению туриста всей необходимой информацией о поездке и турпродукте. Благодаря неясностям и недомолвкам недобросовестные туристы получили очередной шанс возвращать деньги за турпродукт даже после того, как благополучно отдохнули за рубежом.

Единственный плюс новинок — это уголовная ответственность за увод клиентов. Теперь вся персональная информация о клиентах — это юридически охраняемая тайна, не являющаяся собственностью работников турфирмы. За “увод” клиентской базы менеджер может быть привлечен к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

В целом же, как ни крути, для того чтобы быть самостоятельной туристической компанией — оператором, малая фирма должна иметь серьезную финансовую базу. У большинства малых туристических компаний денежные накопления, конечно, есть, но не в таком размере, чтобы вести независимый бизнес. Поэтому большая часть малых фирм покинет операторскую деятельность, став рядовыми дилерами — агентами.

Перспективы для малых фирм не радужные

Марина САУШКИНА, председатель Комитета по туризму Московской ассоциации предпринимателей, о влиянии фингарантий на турбизнес страны в целом.

Сейчас многие компании заняли выжидательную позицию — полный анализ изменений рынка предстоит сделать после окончания летнего сезона, в сентябре. Однако первые выводы уже очевидны.

До вступления в силу изменений в закон “Об основах туристической деятельности” на рынке туристических услуг было зарегистрировано, по одним данным, 15 тысяч фирм, имеющих туроператорскую лицензию, по другим — чуть больше 10 тысяч фирм. Сейчас, по данным Ростуризма, зарегистрировано в реестре около 3,5 тысячи фирм, 830 из которых занимаются внутренним туризмом. По прогнозам Ростуризма, в реестре будет зарегистрировано 5 тысяч фирм.

В любом случае это существенное сокращение участников рынка. И, естественно, это прежде всего компании малого бизнеса. Ситуация может еще измениться к концу года, когда гарантии будут переоформляться и их размер увеличится вдвое. Равные гарантии в 10 млн. для крупных фирм и для малых ставят их в неравные условия. Многие фирмы — представители малого бизнеса — поставлены в условия выбора: или объединяться между собой, или присоединяться к крупному бизнесу, теряя при этом свою независимость.

Закон дает некоторую защиту от мошенничества, если фирма имела фингарантии, в этом случае потери будут возмещать страховые компании или банки. Но закон не спасет от мошенников, которые вообще не собирались их оформлять. В случае задержки рейса или других нарушений в туре туристам придется доказывать свою правоту, скорее всего, в суде или, в любом случае, после возвращения из поездки.

Результаты опроса на сайте МК:

 Как вы оцениваете услуги российских туристических фирм?

 - хорошо, я еще ни разу не разочаровался - 30%

 - плохо, нашим компаниям еще далеко до предоставления качественных услуг - 24%

 - принципиально не пользуюсь услугами российских турфирм, предпочитаю западных операторов - 6%

 - не могу оценить, ни разу не пользовался их услугами, всегда сам планирую свой отпуск - 40%

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру