Дмитрий Янин: “Неограниченные полномочия контролирующих органов никак не сказываются на количестве отравлений граждан”

19 августа 2007 в 14:55, просмотров: 411

Стоит ли бояться малых предприятий в сфере услуг — не дай бог, просроченными продуктами накормят в кафе или “две звезды” в Египте попытаются выдать за отель класса люкс. Стоит ли доверять малым магазинам или отчитаться за качество продукции могут только сети? Как вести себя покупателю на поле потребительских сражений малого предпринимательства? Об этом и многом другом председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий ЯНИН рассказал в интервью корреспонденту “МБ” Юлии ШЕСТОПЕРОВОЙ.

— Какие направления малого предпринимательства попадают в поле зрения Обществ защиты прав потребителей?

— Очевидно, что малый бизнес в России — это общепит (несетевые рестораны), мелкая розничная торговля не только в небольших магазинах, но и на рынках (как продуктами, так и вещевая) и туризм (маленькие турагентства). Производство же как таковое в сфере малого бизнеса пока не развито.

Претензии к услугам, предоставляемым предпринимателями, поступают постоянно. Причин тут несколько. Начнем с того, что малые бизнесмены очень плохо подкованы юридически. Они попросту не знают законодательства о защите прав потребителей. Как правило, на их предприятиях нет юристов, которые могли бы проконсультировать их самих и персонал. А это и многое другое вытекает из того, что по сравнению со средними и крупными организациями у них не хватает экономического ресурса.

— Расскажите про “многое другое”. Чем “опасны” для потребителя малые бизнесмены?

— Малые предприятия в большей степени подвержены закрытию. И это нормально. Во всем мире в этой сфере идет постоянное движение: малый бизнес меняет профили деятельности (сегодня торговал одним, завтра начнет другим), меняются юрлица. А нет юрлица, нет и ответчика. То есть, если вы купили что-то серьезное со сроком службы 10—15 лет, к примеру — холодильник, а через три месяца он сломался, вы можете не найти эту торговую точку не то что на том же месте, а в природе. Кинетесь звонить в контору, представляющую производителя, а они и знать не знают, кто торгует их техникой. В общем, самый серьезный риск связан с рынками бытовой электроники. А больше всего жалоб на некачественные продукты на продовольственных рынках.

Что касается туризма, то тут риск минимален. Потому как здесь малый бизнес торгует готовыми турпакетами известных туроператоров. Закройся фирма-продавец, все претензии можно переадресовать туроператору.

Опять же, если вы съездили и вам не понравились предоставленные услуги — обращаться туда же. Но! Туроператор ответит только за то, что обещал он сам, а не посредник. А значит, дабы избежать взаимных претензий, не поленитесь и “сходите” на сайт туроператора или пролистайте каталог, прежде чем покупать путевку у маленькой компании-посредника.

Исключение составляют откровенные мошенники, которые, взявши ваши деньги, исчезают. Тут уж жалуйся не жалуйся в Общества защиты прав потребителей, их не найти. Это уже криминал (а потому не лишним будет спросить заранее все документы у подозрительной конторы).

Несетевые рестораны — по-другому их можно назвать семейными — это общепит с небольшим оборотом. Но все равно, они стабильнее своих собратьев по малому бизнесу. Не растут как грибы, но и не закрываются ежедневно. Хоть граждане и жалуются порой на качество еды, но проблемы с ними уладить можно.

— Минусы малого бизнеса для потребителя разобрали. Неужели нет плюсов?

— Есть, и еще какие. Во-первых, это рабочие места для людей, а значит, и заработок. Плюс нельзя забывать, что малый бизнес очень часто способствует сдерживанию цен на те или иные товары и, что немаловажно, на услуги. Малые предприниматели используют свои налоговые преференции и выставляют цены ниже, чем у крупных компаний. В развитых странах эта тенденция наметилась давно.

— Каков ваш прогноз, когда же “маленькие” будут более подкованы юридически?

— Никогда. Как знали плохо закон, так и будут. Это — вопрос средств. И потребителю остается только выбирать на свой страх и риск: или подешевле и без гарантий, или подороже.

— А вдруг государство начнет помогать “маленьким” со страшной силой...

— Государство сильно помогло бы малому бизнесу, если бы пересмотрело слишком, на мой взгляд, жесткие требования контроля — санитарные, пожарные и прочее. Снизило бы число проверок.

— А качество товаров и услуг от этого хуже не станет?

— Так получается, что неограниченные полномочия контролирующих органов никак не сказываются, к примеру, на количестве отравлений граждан. А работать предпринимателям достаточно трудно. Во всех развитых странах та же сертификация предусмотрена только для детского питания, газового оборудования и биологически активных добавок. У нас же чуть ли не на все. В общем, мое мнение: в России проверки и качество никак порой не связаны между собой.





Партнеры