А ввоз и ныне там

На московских рынках по-прежнему хватает иностранцев

Порядок на московских рынках — это, наверное, как пение рыб. Или разговор птиц. Представить можно, только обладая хорошей фантазией.

О победе над нелегалами чиновники рапортуют чуть ли не каждый день. Но на деле мало что меняется. Недавно мы прошлись по московским базарам и написали об их недостатках. О том, что грязно там совсем не по-столичному. О том, что тесно, между рядами не протолкнуться — и не потому, что народу много, а из-за экономии места. О том, что иностранцы по-прежнему стоят за прилавками, хотя законом это запрещено. Но чиновники нам не поверили. И пригласили в официальный рейд.

Рынок “На Березовой” малолюден. Из разряда тех, про которые говорят: продавцов больше, чем покупателей.

Но, видно, работать здесь все равно выгодно. Иначе чем объяснить немалое количество персонала — торговцев, грузчиков, охранников?

— Предъявите ваши паспорта, — говорят инспектора ФМС смуглым ребятам в одной из палаток.

— А? Паспорта? А нету у нас… — отвечают те.

Выясняется, что ребята — нелегалы, приехали из Средней Азии. У одного — ксерокопия паспорта (якобы оригинал он отдал на регистрацию), у другого — справка из отдела милиции об утрате документа. Разрешений на работу тоже нет. На каком основании граждане Киргизии и Узбекистана находятся в Москве, да еще и трудятся на рынке — неясно.

— И где же вы потеряли паспорт? — спрашиваем у уроженца Киргизии, представившегося Батыром.

— Я домой, понимаешь, ехал в автобусе и потерял. Две недели назад.

Батыр рассказывает, что в Москве живет в квартире брата. Хотел сделать регистрацию, но не успел. На рынке, как говорит, работает второй день — просто денег надо заработать.

— Они все говорят, что работают второй день, — комментирует инспектор ФМС.

И правда. Забегая вперед, скажу, что нелегалы из других палаток тоже работали, по их словам, второй или третий день. Только один “честно” сознался, что трудится аж неделю!

— Мне билет обратный надо купить, — жалуется Батыр, — паспорт восстановить, потому и работаю здесь.

— Да ты не переживай, — по-отцовски успокаивает его инспектор. — Скоро тебя бесплатно депортируют на родину.

Батыра, естественно, такое положение дел не устраивает. Не за тем он ехал в столицу, чтобы так глупо засветиться.

Сарафанное радио на рынке работает отлично. Уже через несколько минут вокруг нас начинают кучковаться разные люди. Смотрят недобро. Без конца звонят с мобильных. Запрещают фотокорам снимать. Время от времени неспешно проезжают дорогие машины. Их водители цепким взглядом оценивают обстановку.

— Хотите посмотреть, как в наше время люди живут? Идите сюда, — зовет нас инспектор.

Сразу за базарной оградой стоит деревянная избушка. Такая ветхая — того и гляди развалится. Заглядываем внутрь. Крошечная комната, два на два метра. На полу свалены матрасы. Такие грязные, словно с помойки (что не исключено). В комнатушке живут шестеро чумазых гастарбайтеров. Они нехотя вылезают на улицу.

— Вы хоть моетесь? — спрашиваем у них.

— Конечно! — говорят. — У нас баня есть. И кухня. И деньги мы на рынке зарабатываем, домой посылаем.

Баней ребята называют деревянный настил с тазиком. Кухней — маленькую переносную печку. Мне становится жаль этих людей. Если они согласны прозябать в такой нищете, значит, приехали сюда не от хорошей жизни.

Интересуюсь у фээмэсников: несет ли ответственность за подобные условия существования руководство рынка? Оказывается, нет: жилье-то находится за территорией. Кстати, в администрацию рынка нам попасть не удается: через жалюзи пробивается электрический свет, но директор дверь не открывает. Зачем ему лишние проблемы?

— Мы проверили 25 торговых точек и выявили 25 иностранных граждан без разрешений на торговлю, — подводит итог начальник миграционного контроля ФМС по Москве в СВАО Сергей Савочкин. — Граждане из Кыргызстана и Узбекистана работают грузчиками, из Молдовы — торговцами, что вообще является грубейшим нарушением. Но в администрации закрывают на это глаза. Хотя они все прекрасно знают.

Теперь милиционеры составят на нелегалов административные материалы, которые направят в суд. А служители Фемиды уже будут решать, можно ли гастарбайтерам остаться в России или их надо выдворять.

Работодатели же попадут на немаленькие штрафы — до 800 тысяч рублей.

— Стало ли больше порядка на рынках? — спрашиваем г-на Савочкина.

— В мае—июне нелегальных рабочих из других государств привлекали меньше, а сейчас — сами видите. Даже иностранные торговцы вернулись…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру