По казенному рецепту

Обеспечением льготников лекарствами займется госкорпорация?

21 августа 2007 в 17:31, просмотров: 356

Неэффективное использование бюджетных средств — такой диагноз был не так давно поставлен властями программе добровольного лекарственного обеспечения (ДЛО). Не успев утихнуть, скандал получил неожиданное продолжение. В стране может появиться новая госкорпорация, которой поручат обеспечивать льготников лекарствами. Впрочем, будут ли эффективнее “расходоваться бюджетные средства” нашими чиновниками, пока не ясно.

Как робко сообщил “МК” источник в “фармкругах”, концепция создания национального координационного распределительного центра “Фармацевтический логистический комплекс” (ФЛК) вышла из-под пера силовых ведомств, и рассчитана она в основном на то, чтобы лекарства за время пути до разных регионов не обрастали непонятными наценками (в прошлой горе-программе ДЛО, по уверению экспертов, они порой составляли 50—60 и даже 100%). Впрочем, если внимательно посмотреть предполагаемую схему работы нового ФЛК, становится понятно: у всех звеньев цепи должны быть “чистые руки”, как у хирургов в операционной.

ФЛК станет брать на реализацию лекарства у производителей и заключать договоры по их поставке в регионы с региональными партнерами программы. Предполагается, что последние не будут назначаться сверху, а честно выиграют конкурс на участие в программе. Логично представить, что далее региональный дистрибьютор принимает лекарства от ФЛК и поставляет их в аптеки. Аптеки отпускают лекарства по рецептам льготникам и ежемесячно отчитываются перед региональным дистрибьютором, который в свою очередь держит ответ перед территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

ТФОМС-то и будет платить за лекарства региональному дистрибьютору. А уже последний рассчитается с другими участниками программы — аптечной розницей и производителями. За свои услуги в качестве федерального логистического проводника ФЛК возьмет комиссионные в размере 2% от объема закупок.

Примерный эффект от реализации данной схемы, как подсчитали эксперты, может дать до 4 млрд. рублей ежегодной экономии бюджетных средств. Правда, создать такую махину и отладить все связи в ближайшее время вряд ли получится, и новая корпорация явит себя рынку в качестве активного хозяйствующего субъекта не раньше 2009 года.

Однако путь решения проблем через госкорпорацию вызывает сомнения. Любая госструктура изначально неповоротлива и не реагирует на оперативные нужды. Чиновники наши также не отличаются бессребренничеством и неподкупностью. Гарантий, что место одних взяточников и откатчиков не займут другие, никто не даст. И самое главное — никто не даст их и в том, что действительно нуждающиеся в лекарствах люди смогут их получить вовремя. Ясно одно: в возможность проведения честных конкурсов в России наши власти уже и сами не верят. Потому и укрупняют рынок и собираются строить все новые и новые госкорпорации, что на своих, с одной стороны, и цыкнуть можно, если что, а с другой — смотришь, из общего финансового потока в десятки миллиардов рублей какой-нибудь маленький ручеек потечет в строго заданный личный карман.



Партнеры