Естественный набор

Школы снова “повернут лицом” к химии, физике и биологии

26 августа 2007 в 14:36, просмотров: 485

Почти ровно через год — 1 сентября 2008 года — российские альма-матер начнут переход на новый образовательный стандарт. Зачем его вводят и что он даст учебным заведениям?

Государственный стандарт образования — это своеобразная конституция для всех школ. В нем прописано, сколько, чему и как должны учить ребенка. Последний российский стандарт был принят в 2003 году (хотя разрабатывался аж с 1992-го). Но за четыре года произошли серьезные изменения в отечественном просвещении, связанные прежде всего с реализацией приоритетного нацпроекта “Образование”. Поэтому понадобилось серьезно подкорректировать старый документ.

Прежний госстандарт состоял из трех компонентов: федерального, регионального и школьного. 70% учебного времени уделялось общим для всех ребят предметам, 20% — региональным дисциплинам и лишь 10% — курсам по выбору школы или самого ученика. Теперь останутся только два — базовый и вариативный. Это, как полагают разработчики новшества, даст ученикам больше академической свободы, позволит им самим выбирать курсы и предметы для более глубокого изучения.

За основу нового госстандарта взяты “Приоритетные направления развития науки, технологии и техники РФ”. Поэтому он будет иметь явную техническую и естественнонаучную направленность. Особое внимание в нем уделят таким предметам, как физика, биология, математика и химия. Таким образом, будет ликвидирован некий гуманитарный перекос, который образовался в отечественных школах за последние годы. Говоря по-другому, произойдет возврат к старым добрым традициям советской школы, в которой эти дисциплины изучались весьма основательно. Фундаментальность знаний снова, как 20 лет назад, станет основой отечественного среднего образования.

Причина возврата к точным и естественным наукам в принципе понятна. Как показал Единый госэкзамен, современная молодежь крайне слабо знает негуманитарные предметы. В 2007 году “двойки” по математике получили 21% выпускников, по физике — 12,3%, по химии — 14,8%, а по биологии — 9%.

Еще одна новость — изменится учебная нагрузка. Старый госстандарт разрабатывали учителя-предметники, и это привело к неоправданному разбуханию всех курсов. Каждый преподаватель стремился впихнуть в норматив как можно больше информации — дат, формул, правил, теорем и пр., и это стало одной из причин перегрузки в школе. Но большую часть знаний ребята просто не успевали освоить — уроки-то не резиновые… А то, что успевали, благополучно забывали через несколько дней.

Резкий рост школьной нагрузки (в том числе за счет домашних заданий) весьма негативно сказался на здоровье школьников. Хронические заболевания стали нормой у большинства старшеклассников, поэтому решено отойти от прежнего метода формирования госстандарта. Теперь во главу угла поставили практически навыки и умения. Главное не то, что школьник учит, а то, как он сможет воспользоваться знаниями в реальной жизни, применить их на практике.

Кроме того, произойдет более серьезная профилизация обучения. Действительно, зачем ученику зубрить материал про какого-нибудь ланцетника, если он не собирается становиться биологом? Если понадобятся дополнительные сведения, их можно получить за счет выбора профильных предметов и углубленных курсов. К примеру, той же зоологии. Новый госстандарт позволит одновременно снизить нагрузку на ребят и лучше подготовить их к поступлению в вуз.

Гуманитарные предметы (история, обществознание, русский язык, литература, мировая художественная культура, а также география) должны дать подрастающему поколению “обновленные ценностные ориентиры”. Не забудут и про патриотизм вкупе с толерантностью. В школу вернется функция воспитания — у ребят начнут формировать гражданские и демократические убеждения.

На новый госстандарт российские школы должны перейти к 2010 году. Вводить его будут постепенно. В начальной школе он появится 1 сентября 2008 года, в основной — в 2009 году, а в старшей — 1 сентября 2010-го.



Партнеры