Музей забытого человека

Апрелевка была местом первой презентации советских исполнителей

28 августа 2007 в 16:31, просмотров: 1472

На днях в подмосковной Апрелевке открылся храм искусства с необычным названием — Музей забытых людей и вещей. Однако здесь вряд ли найдешь потерянные неделю назад ключи или забытого друга детства. Зато залы музея уставлены старинными граммофонами, приемниками, фотоаппаратами и редкими грампластинками. Ведь почти сто лет на этом месте находился единственный в России завод по производству грампластинок. Тысячи пластинок разлетались отсюда по всему свету — от Лондона до Африки! Рассвету музыкальной истории России и посвящена коллекция музея. Одним из первых его посетителей стал репортер “МК”.

Дом ярко-желтого цвета, утопающий в зелени, сразу привлекает к себе внимание. Именно в нем заседали директора единственного в России завода грампластинок. Год назад полуразрушенное здание, пустовавшее лет десять, заметил стоматолог-энтузиаст Борис Владимирович Чухонцев и заинтересовался его историей. А узнав, задумал основать здесь музей.

— Благодаря этому заводу мы приобщились к музыке! — уверен создатель музея. — Однако вряд ли кто-нибудь из меломанов сейчас вспомнит имя человека, придумавшего выпускать пластинки.

Первым экспонатом в музыкальной коллекции Бориса стала фотография основателя и первого директора завода Богдана Молля. Теперь она висит в почетной рамке в “кабинете директоров” — так директор музея назвал один из залов, обставленный в духе начала XX века. Деревянная конторка с чернильницей, резной стул и огромный граммофон, развлекающий посетителей. Возможно, именно в таком кабинете работал основатель знаменитого завода! А граммофон и сейчас готов воспроизводить мелодию.

— Конечно, пришлось его починить, — признался “МК” директор, устанавливая на граммофоне потертую пластинку. — Как и многие другие музыкальные экспонаты, он был в нерабочем состоянии.

В этом музее собраны все предметы безвозвратно ушедшей эпохи, способные издавать хоть какие-то звуки.

Граммофоны, патефоны, радиоприемники, квартирный громкоговоритель, старинные часы, даже первый телевизор КВН. “Купил-включил-не работал” — так раньше расшифровывали его название. Какие-то из экспонатов Борису преподнесли в подарок знакомые и друзья, но большинство он выкупал у частных коллекционеров. Чего не сделаешь ради того, чтобы люди помнили о своем прошлом!

Кстати, на первых граммофонах нельзя было регулировать звук, и, чтобы выйти из положения, меломаны накрывали саму трубу платком или покрывалом — это приглушало звук. В моделях следующего поколения трубу просто спрятали в ящик за двумя дверцами. Открываешь дверцы — и наслаждаешься музыкой, закрываешь — и она отходит на второй план.

А вот на обязательном атрибуте бродячих музыкантов — настоящей шарманке — без навыков не поиграешь.

Чтобы из скрипучих недр аппарата доносилась хоть какая-то мелодия, просто крутить ручку недостаточно, нужно знать секреты мастерства. Впрочем, желающие могут взять пару уроков.

В зале, носящем название “Территория СССР”, все выполнено в алых тонах. Помимо мраморного бюста Ленина, агитационных плакатов “А ну-ка взяли!” и “Родина-мать зовет!” здесь есть пионерские горны, бубны и собрание пластинок с выступлениями Сталина. А вдоль стен здесь висят старинные телефонные аппараты, один из который Siemens — прародитель популярных современных мобильников.

В следующем зале Борис Владимирович собрал миниатюрные походные граммофоны — на них солдаты слушали музыку во время привалов. А рядом с ними — несколько десятков пластинок звезд российской эстрады того времени: Малинин, Пугачева, Добрынин, Анна Герман...

— Между прочим, Апрелевка была и своеобразной концертной площадкой, — рассказывает Борис Владимирович. — Ведь как только какой-нибудь артист выпускал пластинку, тут же приезжал ее сюда презентовать!

Один из самых ценных экспонатов музея — огромный сейф, где начальство завода хранило важные документы.

Его нашли прямо в этом же здании! Скорее всего, когда в середине 90-х из дома выносили мебель и всякий хлам, тяжеленный сейф просто не смогли вытащить, вот и оставили его в комнате, предварительно вскрыв.

Когда его нашел Борис Владимирович, он уже весь проржавел, так что пришлось приложить немало усилий, чтобы привести его в первозданный вид.

Многие жители Апрелевки большую часть своей жизни проработали на заводе грампластинок и, приходя в музей, вспоминают, как в детстве катались с горок на бракованных пластинках, которых всегда было в избытке. А экскурсию в мир музыки здесь проводит предпоследний директор завода Юрий Хлопков.

СПРАВКА "МК"

Первые русские грампластинки появились в 1898—1900 годах. По внешнему виду они существенно отличались от тех, к которым мы привыкли: это были маленькие, 17-сантиметровые диски, на которых запись отпрессовывалась только на одной стороне. Кроме того, бумажные этикетки еще не применялись, и вся информация гравировалась прямо на диске, в центральной его части.



    Партнеры