Кум — честь и совесть нашей эпохи

Как паренек из-под Тамбова стал “ночным губернатором Питера”

Недавняя пресс-конференция Генпрокурора России Юрия Чайки привлекла внимание прессы прежде всего делом об убийстве Анны Политковской. А потому сообщение об аресте известного и “авторитетного” питерского предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина) осталось в тени.

Хотя событие это для Северной столицы знаковое. По сути, Барсуков — последний представитель питерской криминальной элиты, создавший свою империю еще десяток лет назад. Долгое время его называли лидером тамбовской преступной группировки — самой крупной и мощной в городе. А сам Барсуков не раз называл себя “ночным губернатором Питера”. Аналитики не исключают, что этот арест может вызвать новую волну передела власти и бизнеса в Санкт-Петербурге.

Перед ним все делали “ку”

По словам Юрия Чайки, арест Барсукова был произведен в рамках расследования уголовного дела о рейдерских захватах, сопряженных в том числе с убийствами собственников и конкурентов. Только в течение последнего года группировка Барсукова предприняла попытки захвата около 40 предприятий. В рамках расследования рейдерских захватов задержаны 76 человек, 33 из них арестованы. Еще 17 человек находятся в розыске. Самому Барсукову, по словам Чайки, в ближайшее время будет предъявлено обвинение в организации преступного сообщества, в ряде экономических преступлений, сопряженных с убийством, и в покушении на убийство. Чайка сообщил, что несколько собственников предприятий, к которым проявляло интерес окружение Барсукова, просто исчезли.

“Бандит он”, — заявил генпрокурор в присутствии множества журналистов и телекамер. “К сожалению, Кумарин имеет сильное влияние в Петербурге, — сделал вывод Чайка. — Перед ним все делали “ку”. Вот как он жил”.

Пока же Барсукова обвиняют в организации убийства другого питерского бизнесмена — Сергея Васильева, которого пытались расстрелять в мае прошлого года. Киллеры были задержаны. Они, по неофициальным данным, и начали давать показания на организаторов преступления. А покушение было организовано “с целью последующего завладения Санкт-Петербургским нефтяным терминалом”, который оценивается в $600 млн.

Говорят, что сериал “Терминал”, недавно прошедший на телевидении, рассказывает и об этой истории.

Брали Барсукова-Кумарина так, как берут глав сицилийской мафии. 22 августа в Петербург прилетела выездная бригада Генпрокуратуры и МВД. В Северную столицу на двух самолетах были отправлены порядка 300 человек из различных ведомств, в том числе и из МЧС. Последние были необходимы для того, чтобы вскрывать двери, за которыми забаррикадировался предприниматель. Передвигались оперативники на армейских машинах.

Почему пришлось привозить всех из Москвы, генпрокурор объяснил “открытым предательством”, в том числе в правоохранительных органах. Несколько раз менялась следственная бригада, так как информация непонятным образом “утекала”. Правда, персонально имена предателей пока не названы.

По словам Чайки, в ходе следственных действий обнаружено около 70 предметов антиквариата из разряда культурных ценностей. На некоторых есть следы устранения инвентарных номеров, с чем Генпрокуратура намерена разобраться…

После пятичасового заседания Петроградского районного суда Владимира Барсукова арестовали и вскоре этапировали в Москву. У Барсукова, являющегося после покушения инвалидом I группы (у него нет руки, и к тому же он недавно перенес два инфаркта), случился сердечный приступ.

Тамбовские волки

Так кто же такой Владимир Барсуков? Почему его арестовывали с такими предосторожностями? Как он поднялся до вершин бизнеса и власти в Северной Пальмире?

Ничто не предвещало такого взлета простому деревенскому пареньку из-под Тамбова. Он родился в деревне Александровка Мучкапского района Тамбовской области в 1956 году. После срочной службы в Забайкальском военном округе парень приехал завоевывать Ленинград и поступил в Институт точной механики и оптики (ЛИТМО).

Наверное, помогло и то, что Кумарин (тогда он был известен только под этой фамилией) с детства занимался боксом и футболом. Студенческой стипендии не хватало, и Володя устроился “вышибалой” в модные в те годы местные заведения “Роза ветров” и “Таллин”. Постепенно приработок занимал все больше времени и превратился в основную работу. Из института Кумарина отчислили.

В 1980 году он делает карьеру — из “вышибал” его перевели в бармены. Тогда же появляются и спортивно-криминальные группы, в одну из которых вошел и Кумарин. Через пять лет его осудили на три года “строек народного хозяйства” за хулиганство, хранение патронов и поддельное удостоверение. В 1987 году по условно-досрочному освобождению он выходит на свободу и возвращается в Питер. Теперь он уже не рядовой боец, а “бригадир”.

Начали с наперстков и “крышевания”, но потом перешли и к более серьезному “бизнесу”. А потом стали одними из первых открывать собственные фирмы, легализуя сомнительного происхождения доходы.

“Тамбовские” перли как каток, облагая данью все коммерческие структуры независимо от их принадлежности. Благо недостатка в оружии не было, а стрелять подчиненные Кума (так, говорят, тогда называли Кумарина) умели. Организована тамбовская группировка была по принципу небольших автономных команд, находившихся на своеобразном “хозрасчете”: около трети денег отдавалось на общак, а остальные шли, как говорится, в рост.

К концу 80-х оперативники всерьез взялись за тамбовскую братву. В 1990 году к уголовной ответственности были привлечены 72 активных члена группировки, в том числе и сам Барсуков, получивший четыре года лишения свободы с конфискацией имущества. Это не могло не сказаться на роли группировки в городе. И начались многочисленные кровавые разборки. В 1993 году Кумарин вышел на свободу.

То было время лихой приватизации по всей стране. Именно тогда “тамбовские” первыми из криминала вошли в сферу торговли энергоносителями.

Но и противники не отставали. 1 июня 1994 года по лидерам “тамбовских” был нанесен одновременный мощный удар. На улице Турку был обстрелян “Мерседес” Владимира Кумарина. Жизнь шефу спас телохранитель, который закрыл его собственным телом. Со множественными ранениями Кумарина доставили в больницу. Около месяца он пробыл в коме, ему ампутировали руку, а затем переправили на лечение в Германию. В 1995 году он сменил фамилию на Барсуков (девичья фамилия матери). Говорят, что именно тогда произошел серьезный психологический перелом у лидера “тамбовского” сообщества.

Восстановиться и вернуться Кумарин смог только через два года. Но долгое отсутствие и ранение не ослабили его бойцовских качеств. Он не только погасил “междоусобные” конфликты, но и быстро стал единственным лидером, занявшись переводом финансов на легальные рельсы с помощью крупных инвестиций. Его главной целью по-прежнему осталась торговля энергоносителями. Через несколько лет “тамбовским” удалось установить контроль за большинством дочерних структур “Сургутнефтегаза” в Северо-Западном регионе и легализовать его путем их покупки. А в 1998 году Барсуков-Кумарин официально занимает должность вице-президента Петербургской топливной компании (ПТК), однако через три года уходит с поста, избегая публичности и предпочитая оставаться в тени. Весь автопарк Смольного обязан был заправляться бензином на автозаправках ПТК, и здесь, между прочим, впервые в России стал продаваться бензин марки “евро”.

“Тамбовцы” контролировали также скупку цветного металла и каналы его контрабандного вывоза через Эстонию и Финляндию. Во время югославского кризиса они быстро наладили доставку за рубеж питерских девочек для “голубых касок”.

В Питере и в ряде районов области “тамбовские” заняли ключевые позиции в топливно-энергетическом комплексе, пищевой промышленности, машиностроении, кредитно-финансовой сфере, торговле недвижимостью.

Они реально влияют на региональный бизнес, занимаются политикой. В СМИ о них стали говорить не как о “тамбовском преступном сообществе”, а как о “тамбовской бизнес-группе”.

Конкуренты и политика

Серьезная атака на Барсукова началась летом 1999 года. В это время обострился конфликт между ПТК и другой мощной коммерческой структурой — Балтийской финансово-промышленной группой (БФПГ), также претендующей на роль лидера в снабжении нефтепродуктами Северо-Западного региона. Директор БФПГ Павел Капыш был убит, а в организации этого преступления заподозрили “тамбовцев”. Барсуков тогда публично отверг прозвучавшие обвинения, заявив, что с господином Капышем они работали “параллельно, не мешая друг другу”.

Когда в начале 2001 года умер от инфаркта председатель совета директоров БФПГ 35-летний Виталий Рюзин, Барсуков объяснил, что конкурент “умер от страха перед проверками”.

Не стоит забывать, что кроме Барсукова в городе были и другие сообщества, с которыми нужно было уживаться и конкурировать. Пожалуй, самым серьезным противником был Константин Яковлев (Могила), которого называли воровским “смотрящим” за Питером. В начале этого века между ним и Барсуковым начался затяжной конфликт. Обе стороны понесли огромные человеческие и финансовые потери. И в июне 2000 года по результатам личной встречи был положен конец разборкам, а оба лидера еще больше упрочили свой имидж легальных бизнесменов. (Правда, Яковлев — совсем ненадолго: в мае 2003 года его застрелили в Москве.)

СМИ со ссылкой на правоохранительные органы неоднократно называли господина Барсукова “лидером тамбовской ОПГ”. Летом 2000 года Владимир Барсуков подал иск о защите чести и достоинства против экс-начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти Анатолия Пониделко и “Российской газеты”, в интервью которой он был назван лидером ОПГ (дело завершилось примирением сторон). По словам самого господина Барсукова, он выиграл еще несколько аналогичных тяжб с журналистами.

В августе 2001 года тогдашний министр внутренних дел Борис Грызлов в своем “программном” выступлении в Санкт-Петербурге публично охарактеризовал петербургскую экономику как “конгломерат промышленных, энергетических и торговых предприятий, контролируемый оргпреступностью”. При этом “хозяевами города” Грызлов назвал криминальных авторитетов “тамбовского преступного сообщества”. Серьезные репрессии со стороны государства в отношении “тамбовских” последовали лишь пять лет спустя.

Легализация Владимира Барсукова дошла до того, что ему выделили персональный кабинет в здании правительства Ленинградской области. Его выдвиженцы отметились на должностях главных федеральных инспекторов, руководителей региональных силовых структур, вице-губернаторов, депутатов. Говорят, что Барсуков был среди тех, кто поспособствовал тому, чтобы место Анатолия Собчака в 1996 году занял Владимир Яковлев. Вскоре после того как вице-губернатором Петербурга (заместителем Владимира Яковлева) стал сотрудник ПТК Юрий Антонов, в СМИ заговорили о влиянии “тамбовских” на Смольный.

Сам Барсуков, кстати, числился помощником депутата Госдумы Александра Невзорова.

Отношения же с городской властью обострились после прихода в Смольный Валентины Матвиенко. Несмотря на то что и Анатолий Собчак, и Владимир Яковлев предпочитали мириться с присутствием “ночного губернатора”, новый градоначальник по-женски не вынесла второго повара на городской кухне. “Тамбовцев” начали потихоньку поджимать.

В самом начале 2007 года на всю страну прогремело дело петербургских рейдеров. 16 января Генпрокурор РФ Юрий Чайка заявил, что в Северной столице раскрыто “тамбовское преступное сообщество”, захватившее 13 предприятий. В течение относительно короткого промежутка времени ряды “тамбовских” были основательно прорежены многочисленными задержаниями и арестами. Под Новый год был задержан Вячеслав Дроков (Зинка), вместе с Барсуковым стоявший у истоков создания “тамбовской империи”. Поводом для возбуждения уголовного дела стало нападение на небольшой ресторанчик “Петербургский уголок”, хозяйка которого, Наталья Шпакова, оказалась давней знакомой Валентины Матвиенко. Ресторан был отбит с помощью милицейского спецназа, а рейдерами вплотную занялась Генпрокуратура.

Весной этого года в высоких кабинетах авторитетного предпринимателя предупредили о готовящихся проблемах, предложив уехать за рубеж. На начало сентября Барсуков якобы приобрел билет до Берлина, но улететь ему не дали.

“Во искупление грехов”

Интересно, что только в 2001 году Барсуков окончил Университет точной механики и оптики, в который поступил в... 1976-м. За 25 лет господин Барсуков получил квалификацию инженера по специальности “лазерная техника и лазерные технологии”.

Свой официальный статус Барсуков в интервью определяет как “пенсионер”. Занимается благотворительностью. Является спонсором атомной подлодки “Тамбов”, даже стал почетным членом экипажа и получил медаль от подводников. Финансировал создание лазерной подсветки над соборами Санкт-Петербурга (порядка $200 тысяч), которая проецирует 15 крестов в небе, в том числе над Казанским, Исаакиевским и Смольным соборами. За это Барсукова благословил лично патриарх Алексий II. Новодевичьему и Святогорскому монастырям, церкви Святой Евгении в Коломягах Кумарин дарил иконы.

В 2004 году снялся в роли Людовика XIV в фильме Александра Невзорова “Лошадиная энциклопедия”. “Я был поражен, когда внимательно вгляделся в портреты, — эти два человека столь похожи, что впору развить тему Железной маски...” — делился Александр Невзоров в одном интервью.

Благодарность за оказание помощи в съемках фильма Барсукову можно увидеть в титрах телефильма “Идиот” по роману Достоевского.

Он поставил памятник хоккеисту Всеволоду Боброву на его родине в Тамбовской области, оказывал помощь “Турниру четырех” по дзюдо. Одна из последних “акций” — содействие в освобождении похищенных петербургских детей Саши и Димы Бородулиных в июле 2007 года. Авторитетный бизнесмен решил заплатить 100 тысяч рублей за информацию о похитителях. После долгих переговоров киднепперы сами вышли на Кумарина и в итоге освободили детей без всякого выкупа.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру