Любовь по переписке

Позаботиться о ребенке из детдома можно даже на расстоянии

“Я очень хочу чем-нибудь помочь брошенным детям, но пока не готова к усыновлению. Что я могу для них сделать?”

“Мне хочется как-то поддержать сирот, но я не доверяю фондам, мне важно знать, что мои подарки точно попадут к ребенку в руки”.

Письма и телефонные звонки с подобными вопросами часто приходят к нам в редакцию.

Подтверждая истину, что народ у нас в большинстве своем добрый и отзывчивый. Хотя, по разным причинам, не каждый может взять ребенка в семью. Однако это не значит, что нужно вообще отказаться от намерений помогать тем, кто, едва начав жить, уже узнал, что такое горе и разочарование.

Каждый ребенок, живущий в детском доме или интернате, мечтает, чтобы был на свете человек, который бы думал о нем. Который интересовался бы его жизнью, переживал, давал советы, делил с ним его беды и радости.

Пусть не мама и папа — детдомовцы смотрят на жизнь реально и знают, что усыновители предпочитают малышей. Но пусть это будет хоть кто-нибудь…

Хуже всего сиротам-инвалидам: у них шанс попасть в семью вообще приближается к нулю. А приспособиться к жизни им куда труднее, чем здоровым детям.

Как ни прискорбно, но пока наше общество еще не готово к тому, чтобы для каждого брошенного ребенка нашлись родители. Однако обрести близкого человека каждый из них может уже сегодня.

Для этого существует шефство — один из способов помочь одиноким детям. Шефом, другом по переписке, кем-то вроде далекого, но заботливого родственника, может стать любой человек, неважно, молодой или старый, обеспеченный или малоимущий, здоровый или не очень. Главное — он становится для ребенка “мостиком” в мир, который лежит за стенами детского дома, он поддерживает его морально, дает возможность почувствовать, что тот в этом мире не один.

* * *

Корреспондент “МК”, автор этой заметки, — мать троих дочерей. А еще у меня есть Настенька, моя подшефная 12 лет. Мы переписываемся с ней уже почти год, хотя я ее еще ни разу не видела: Настя живет в школе-интернате одного из уральских городов. Я нашла ее фотографию на сайте — застенчивая улыбка девочки запала в душу. Написав Насте первое письмо, я не была уверена, что она мне ответит. Какой интерес 12-летней девчонке переписываться с какой-то незнакомой тетей? Как же я ошибалась! Судя по скорости, с которой пришел ответ, Настя написала мне письмо сразу же, как только получила мое. Длинное-длинное. Она рассказывала о своих подругах, об учебе, об интернате, а в конце письма — крупными неровными буквами: “Пожалуйста, пиши мне! Я буду очень ждать!!!”

Теперь я пишу своей маленькой подружке письма по два-три раза в месяц, иногда посылаю подарки, в ответ получаю рисунки, самодельные открытки и даже стихи. Недавно Настина воспитательница прислала мне письмо: “Большое вам спасибо, что дружите с Настенькой! Когда вы прислали ей посылку, она была просто счастлива, сама несла ее с почты, и у нее светились глаза — она еще никогда в жизни не получала ни посылок, ни писем. Настюша называет вас “моя Ниночка”. Пишите ей, ведь, кроме вас, у нее никого нет…”

Могу по собственному опыту сказать, что шефство захватывает с головой. Начинаешь с нетерпением ждать писем, радоваться до слез, когда обнаруживаешь в конверте предназначенный тебе рисунок или открытку… И так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Нельзя написать ребенку одно письмо, прислать ему один кулек конфет и забыть про него. Шефство — это долговременное обязательство, не на день или два, а на годы.

* * *

Детдомовских детей называют “невидимыми”. Да, их не видно, но они есть, они живут, страдают, переживают и надеются… Они сыты, одеты и обуты. Но у них в жизни нет главного — внимания. Воспитатели, даже самые хорошие, не могут подарить тепло и любовь каждому из тысяч ребятишек, мечтающих быть для кого-то единственными.

— Для ребенка шефство — это возможность, часто в первый раз в жизни, поделиться своими сокровенными мыслями, научиться не только брать, но и отдавать, общаться с близким человеком, — говорит координатор проекта “Невидимые дети” Светлана Деекке. — Мне рассказывали, как один мальчик кричал своей воспитательнице из окна, когда увидел ее проходящей мимо детского дома: “Елена Васильевна, а у меня теперь есть ЛИЧНЫЙ шеф! У меня есть! ЛИЧНЫЙ!!! Личный шеф!”

Кроме того, сиротам, живущим в детдомах, негде научиться обычной человеческой жизни, какой живут миллионы “домашних” детей. Становясь взрослыми и покидая стены детского учреждения, выпускники детских домов и интернатов не умеют самых элементарных вещей: как купить продукты, как ездить в транспорте, как вести домашнее хозяйство, как строить отношения в семье, как воспитывать детей… А шефы могут их научить!

Какие обязанности у шефа? В первую очередь он должен регулярно посылать письма и небольшие посылки-бандерольки для подшефного. Минимум — две посылки в год (на день рождения и Новый год), максимум не ограничен. Любому ребенку приятно получить подарок. А письма — это шанс узнать побольше о жизни за пределами детдома, научиться общаться и ответственно подходить к отношениям с другими людьми. Многие шефы вкладывают в каждое письмо небольшой “сюрприз”: это может быть закладка, наклейка, календарик, фотографии, жвачки-пластинки, вырезки из газет и журналов. Если шеф живет недалеко от детского дома, администрация может дать разрешение навещать ребенка.

Кстати, я в этом году собираюсь обязательно поехать повидать свою Настеньку, хоть для этого и придется преодолеть путь почти в тысячу километров…

* * *

У Елены Льюис — две кровные дочери и уже четверо подшефных ребятишек. Первый из них, шестилетний Тема, появился у нее 10 месяцев назад. Но сейчас ей кажется, что своего Артемку она знает уже многие годы.

Мальчик живет в дошкольном детском доме одного из провинциальных российских городов.

— Идея шефства меня привлекла тем, что можно порадовать конкретного ребенка — хоть одному малышу да станет теплее на душе, — делится своими мыслями Елена. — Когда я писала Теме первое письмо, очень волновалась. Думала: что такое можно написать, чтобы малышу было интересно? Ничего оригинального не придумала и просто рассказала немного о себе, где живу, чем занимаюсь, написала про нашу собаку, как она нас однажды нашла и с тех пор живет с нами. В подарок отправила пару машинок… Когда пришел ответ, я просто прыгала от восторга: там было письмо от воспитателя и рисунок от Темушки. Воспитательница рассказала мне, как сильно он ждал письма. Оказывается, когда стали приходить письма от шефов другим детям, Тема все время твердил: “Мне никто не напишет, я никому не нужен”. И вдруг приходят мои письмо и бандеролька… Мой солнечный мальчик, он даже не верил, что кто-то им заинтересуется…

Ездить в детский дом к подшефным не обязательно. Многие шефы живут за тысячи километров, а некоторые — в других странах и на других континентах. Но Елена захотела увидеть своего Артема.

— Когда я приехала, Артемка сначала очень стеснялся и говорил исключительно шепотом, но потом освоился и все время спрашивал: буду ли я ему и дальше писать? Я обещала писать, даже когда он будет “совсем-совсем большой”… Я поняла, насколько важно для детей это общение, как они ждут наших писем и посылок. Я видела, как горят их глазки, когда они разворачивают нехитрые подарки. И не важно, что там внутри, — роскошный набор солдатиков или пара заколок...

Маленький Артем писать сам еще не умеет — за него пишет воспитательница, а Тема присылает Елене картинки, аккуратно обведенные в рамочку, и поделки, сделанные своими маленькими детскими ручонками.

Другая подшефная Елены — восьмилетняя Любочка — живет в школе-интернате для слабослышащих детей.

Она почти не слышит и из-за этого сильно отстает в развитии.

— Любаше жизненно необходимо внимание! Виделись мы с ней пока только один раз, весной, — рассказывает Лена. — Ее привели в класс, и я увидела худенькую, очень серьезную девочку. Смотрела она куда-то в сторону.

Я села перед ней, жестами объяснила, что это я писала ей письма, а потом стала вытаскивать подарки — плюшевого медведя, заколки, юбочку, коробочку для мелочей, конфеты… С каждым новым подарком уголки Любиных губ поднимались все выше, и вдруг я увидела ее глаза, уже открыто смотрящие на меня. Во время полдника она сидела в новой юбочке, с новыми резинками в хвостиках, и когда я вошла в столовую, Люба улыбнулась! Такой чудесной, счастливой улыбкой...

Елена надеется, что их дружба со всеми ее подшефными продлится долгие-долгие годы.

— Я чувствую за всех четверых очень большую ответственность, они так верят мне, так ждут моих писем.

Кстати, мои собственные дети мне очень помогают, выбирают подарки для ребят, а старшая дочка сочиняет для них истории и рассказы.

* * *

Зачем люди становятся шефами? Как правило, мотив у всех один и тот же: подарить тепло, заботу и любовь самым беззащитным существам на Земле. Подшефных себе они выбирают “вслепую”, поскольку информация о детях не подлежит публичному разглашению: в списках детей, желающих переписываться с шефами, указываются только их имена, начальные буквы фамилий, возраст и два-три увлечения. Почему взгляд будущего шефа останавливается на имени именно этого мальчика или именно этой девочки? Ответа нет. Многие считают, что это просто веление сердца…

Если вы хотите стать шефом, обратитесь в Сообщество помощи детям-сиротам “Невидимые дети” — http://www.invisible-children.org

Сотрудники сообщества находятся в постоянном контакте с руководством детских домов и интернатов, воспитанники которых хотят найти себе шефов. Они помогут вам и ребенку найти друг друга.

Вы можете сделать так, что одним забытым и никому не нужным человечком на свете станет меньше. Можете стать ему другом и советчиком, и он будет знать, что на свете есть кто-то, кому он небезразличен. Если бы вы знали, как много это значит для таких детей!

Постскриптум “МК”

Если же вы имеете возможность более тесно общаться с ребенком — приглашать его в гости, водить в кино, театры, на выставки, в музеи, — то для этого по согласованию с администрацией детского дома или интерната можно оформить так называемый гостевой режим. Вы сможете брать ребенка к себе на правах гостя в выходные и праздники, он сможет проводить в вашей семье школьные каникулы. В отличие от шефства для гостевого режима необходимо оформить некоторые документы, однако это сделать несложно. Гостевой режим — не установленная законом форма помощи детям, поэтому каких-либо правил к перечню необходимых документов не существует, и он устанавливается директором детского дома. Специалисты проекта содействия развитию семейных форм воспитания детей-сирот “К новой семье”, которым руководит Алексей Рудов (http://www.innewfamily.narod.ru), считают, что ребятишек младше 6—7 лет брать в гости не стоит, ведь в таком возрасте им еще невозможно объяснить, почему его берут и возвращают, и поход в гости может нанести им моральную травму.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру