Кусок не по размеру?

Регионы не успевают “переварить” правительственные гранты

2 сентября 2007 в 14:26, просмотров: 448

Нацпроект “Образование”, бодро стартовавший в прошлом году, начинает сталкиваться с непредвиденными трудностями. И дело тут вовсе не в нехватке денег, как можно было бы предположить, а наоборот — в их избытке. Парадокс: большинство регионов, получивших госсубсидию на реализацию своих образовательных проектов, пока не в состоянии ее освоить.

Напомним: конкурс регионов, внедряющих инновационные методы в обучении, проходил с января по март 2007 года. Заявки на участие в нем подали 53 субъекта, победителем стал 21. В этих регионах проживают 4,2 млн. ребят — около 30% всех российских школяров. Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область в состязании участия не принимали — их сразу объявили регионами-консультантами. Мол, они являются признанными лидерами отечественного образования, а потому будут оказывать информационную и методическую помощь прочим участникам…

Чтобы получить заветный грант, регионам пришлось как следует попотеть: перейти на отраслевую систему оплаты педтруда, повысить оклады учителям, ввести в школах нормативно-подушевое финансирование (когда деньги следуют за учеником), разрешить общественности участвовать в управлении учебными заведениями, внедрить новую систему измерения качества образования и т.д. Одних только отчетов, форм и таблиц пришлось оформить несколько тысяч! В Московской области, например, для этого привлекли целый институт.

Но игра стоила свеч. Регионам-победителям дали более 4 млрд. руб. — при условии софинансирования образовательных проектов из местных бюджетов. Больше всего денег получили Московская область и Красноярский край — более 405 млн. руб. “на нос” (см. таблицу).

Правительство честно выполнило свои обязательства: деньги регулярно выделяются в полном объеме. Но, по словам заместителя руководителя Рособразования Евгения Бутко, не все субъекты еще успели их освоить.

Проще говоря, они отхватили от государственного пирога жирный кусок, а вот переварить его пока не в состоянии.

Лучше всего дела обстоят в Республиках Бурятия и Саха-Якутия — там почти полностью потратили правительственные гранты. За ними следуют Чувашия, Белгородская, Воронежская, Калининградская, Ивановская, Тамбовская, Псковская, Самарская и Свердловская области, а также Красноярский край — всего 12 регионов. Это лидеры — в них уже провели конкурсы и заключили контракты на ремонт учебных зданий, поставку нового оборудования, приобретение автобусов, информатизацию и компьютеризацию школ, переподготовку учителей и т.д. Еще в трех регионах (Астраханская, Московская области, Краснодарский край) тендеры только объявили, а в шести (Новгородская, Новосибирская, Волгоградская, Тверская области, республики Северная Осетия и Мордовия) лишь приступили к подготовке документации. Понятно, что с такими темпами эти регионы вряд ли успеют израсходовать бюджетные деньги. А это грозит лишением финансирования на следующий год.

Основная причина задержки — трудности с проведением конкурсов. Правила госзаказа требуют выполнения строгих условий и предписаний, необходимо согласовывать массу бумаг, писать отчеты... А это требует времени… К тому же участие регионов в нацпроекте “Образование” — дело совсем новое, не во всех субъектах понимают, как за него взяться. Да и традиционной расчет успеть все выполнить в последний день дает о себе знать...

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заметил: “Надо ориентироваться на результат. Можно потратить половину средств, но сделать это с максимальной эффективностью, а можно реализовать все до копейки, но иметь нулевой эффект. Если при подведении окончательных итогов этого года выяснится, что некоторые регионы израсходовали средства, грубо говоря, впустую, то они лишатся президентского финансирования на следующий год”.

Видимо, местным властям придется срочно озаботиться проблемами своих школ, колледжей и вузов, а то не видать им в будущем году денег. К тому же участие региона в нацпроекте “Образование” стало сейчас одним из показателей, по которым оценивают эффективность работы регионального руководства. А потерять свое кресло никому не хочется...

СПРАВКА "МК"

Для реализации регионального комплексного проекта модернизации образования в Московской области из федерального бюджета выделено 405,47 млн. руб. Основные направления расходов: приобретение мебели, оборудования, проведение капремонта школ, повышение квалификации работников, научно-исследовательские разработки.



    Партнеры