Крошка Цахес на пожарах

“МК” объявляет победителей театральной премии

Открывается новый театральный сезон 2007—2008. Никаких “ура”, чепчиков в небо, лифчиков наготове. Результаты прошедшего сезона отменяют ликование и безотчетную восторженность предстоящего. И хотя она еще присутствует в первые дни на сборах трупп — чмок-чмок, “ах, милочка”, “ну как ты, брат?” — но стоит сделать паузу и серьезно задуматься. А может и испугаться — ведь настоящий театр (простой и ясный), которым мы так всегда гордились и размахивали им, как флагом, где надо и не надо, сегодня делают иностранцы, что и показал Чеховский фестиваль. Или те считанные единицы скромников, которые не ходят в рядах модных, культовых и изгнанных фигур отечественного театра. Одним словом, новый сезон мы открываем с большого вопросительного знака.

Чем потрясет новый сезон? Поднимется ли после неудач прошлого сезона? Заявлено много постановок — одна амбициознее другой. Во всяком случае, осень обещает публике нечто совсем необычное: от разговорной оперы — до многосерийной утопии. Итак:

Панночка померла?

Владимир Панков — самый интересный из молодых режиссеров, лидер саунд-драмы — грозит нам Гоголем. “Вечера на хуторе близ Диканьки” — его новый проект, рассчитанный на четыре времени года. Причем у Панкова как обычно все наоборот — осень, например, начнется в мае. Потому что первую часть “Майская ночь. Утопленница” сыграют первым номером уже в сентябре.

Прямая речь:

— Я давно думал о Гоголе, но и боялся его. Думал в один вечер отыграть все четыре части. Не тут-то было: когда начали работать, я понял, что одно слово тянет за собой столько… В общем, получилось четыре части на четыре времени года.

“Вечера на хуторе…” — это Чайковский, Римский-Корсаков, обрядовые русские песни. А как же Вивальди — создатель знаменитых “Времен года”? Нет, Антонио Вивальди не впишется в Гоголя — все-таки итальянец.

Ради Гоголя и его “Вечеров на хуторе…” Панков с командой летом отправился в экспедицию, откуда привез множество исторических костюмов XIX века. Удивительная тяга его к аутентичности наводит на мысль о бытовой истории. А как же гоголевская мистика? Панков уверяет, что никакая костюмность не сделает Гоголя бытовым.

Комментарий:

Еще один плюс в актив панковских “Вечерочков…” — ни одного медийного лица. А это значит, убогих штампов самоуверенных, сытых и оттого скучных звездунов не будет.
Премьера — 10 сентября в Центре им. Мейерхольда.

Входит Маркс. Без бороды?

А его уже поджидают Герцен, Огарев, Тургенев с Белинским, да еще Чаадаев с анархистом Бакуниным. Но не надо пугаться политического террора. Англичанин Том Стоппард вместе с режиссером Алексеем Бородиным весь прошлый сезон готовили “Берег утопии” — философскую трилогию, рассчитанную не на слабаков. “Утопию” в РАМТе намерены начинать играть в 12 дня, а заканчивать ближе к ночи. Три части по два с лишним часа. После такого антракты с горяченьким — само собой разумеется.

Прямая речь:
— Мы хотели сказать, что люди, которые думают о переустройстве мира, говорят о всеобщем благе, часто настолько увлечены своими идеями, что не замечают даже своей личной жизни (Том Стоппард).

Любовь, измены, страсти — свистят как пули мимо великих мужей, которые романтично клянутся в вечной дружбе на Воробьевых горах и мечтают ударить в колокол, дабы разбудить несознательные массы. Уж лучше бы они этого не делали — любовь куда интереснее. Вот и влипли Герцен с Огаревым в любовный треугольник.

Как выплывут — на совести авторов спектакля. Во всяком случае, названия частей утопического зрелища не внушают оптимизма — “Кораблекрушение” и “Выброшенные на берег”. Но это вам не пираты Карибского моря.

Размах постановки такой, что даже сценография варварски захватывает часть зала. Ну а обшивать “Утопию” призваны аж три художницы по костюмам.

Превратности актерской судьбы — роль революционно настроенного интеллигента Герцена исполнит Илья Исаев, успевший побыть бандитом в фильме “Глянец”. Огарев — Алексей Устюгов, а между ними — неродившаяся красивой Нелли Уварова.

Комментарий:

Тут интересны две вещи:

1. Насколько крепок наш зритель — как выдержит такой хронометраж?

2. И как совместится личное и глобально-общественное на сцене? У великих утопистов-большевиков, как мы знаем, из этого ничего не вышло.

Премьера — 5 октября в РАМТе.

Кармическая Кармен

Режиссер Андрей Жолдак ставит “Кармен. Карма”. В основе, естественно, новелла Проспера Мериме, чем Жолдак, естественно, не может быть доволен. А посему над классиком усердно поработали сценарист Наталья Корецкая и актриса Маргарита Шубина, укрепившие “Кармен” и Лоркой, и Блокос, и бог знает еще кем.

Прямая речь:

— Есть литературное поле, которое будет перепахано. А что на нем вырастет, увидим (Павел Каплевич).

Этот художник-баламут и удачливый продюссер собрал прелюбопытную команду креативных людей. Те принялись пахать что есть силы, в результате на старт выходят три разновозрастных Хозе — Сергей Шакуров, Юрий Чурсин, Петр Федоров. Причем у каждого есть дублер — Герард Васильев, Влад Абашин, Игорь Миркурбанов. Последний долго играл в знаменитом театре “Гешер” в Тель-Авиве у Евгения Арье. Вернувшись, намерен сыграть Чацкого на Таганке у Любимова, а затем в “Кармен. Карме”.

Зато на трех Хозе — одна Кармен. Угадайте с трех раз — кто это? Конечно же, негламурная красавица и потрясающая артистка Мария Миронова, блестяще сыгравшая у того же Жолдака Федру в одноименном спектакле.

Прямая речь:

— Кармен — такое безбашенное существо, которое может существовать в разных ипостасях (Павел Каплевич).
Эти женские ипостаси воплотят Елена Коренева, Алена Проданова и Наталья Трехлеб. Материальную оболочку спектакля и актеров создает замечательный художник Юрий Купер.

Комментарий:

Каплевичу и Жолдаку явно везет с женщинами. Их “Федра” в прошлом сезоне сняла завидный урожай премий. Принесет ли удачу беспутная Кармен — увидим в ноябре.
Премьера — в театрах Наций и имени Моссовета.

Фестивальная осень

Обещает быть суперинтересной. Совершенно неожиданно театр повернулся лицом к детям, которых обычно взрослые театры рассматривают в качестве утреннего экономического довеска к кассе театра. На этот раз все по-взрослому.

“Гаврош” — так называется фестиваль, на который приедут лучшие детские спектакли из Франции и России.

Марионетки с контрабасом, танцоры с баснями Лафонтена. И ясное дело, что басни не читают, а танцуют.

“Гаврош” открывается уже 28 сентября и попытается ответить на вопрос — каким языком сегодня разговаривать в театре с новым поколением. Место действия — Московский театр клоунады, Театральный центр на Страстном, “Тень”, “Эрмитаж”.

А взрослых ждет “Территория” — проект команды Евгения Миронова. Здесь ожидается тяжелая артиллерия европейского театра — Ален Платель, Ромео Костелуччи, Теро Сааренен. “Территория” открывается 3 октября. Место действия — разные площадки Москвы.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ “МК”. СЕЗОН 2006-2007

МЭТРЫ:

1. Лучшая мужская роль — Сергей Шакуров (Антоний, “Антоний и Клеопатра”, “Современник”).

2. Лучшая женская роль — Алла Казанская (Мэг Фолан, “Королева красоты”, Театр им. Евг. Вахтангова).

3. Лучшая женская роль второго плана — Татьяна Владимирова (Анна Кирилловна, “Морфий”, театр Et Cetera).

4. Лучший дуэт — Валентин Гафт — Нина Дорошина (Он, Она, “Заяц Love Story”, “Современник”).

5. Лучший спектакль — “Пожары” (реж. Важди Муавад, Et Cetera).

ПОЛУМЭТРЫ:

1. Лучшая мужская роль — Павел Деревянко (Крошка Цахес, “Крошка Цахес по прозвищу Циннобер”, театр им. Моссовета).

2. Лучшая женская роль — Мадлен Джабраилова (Изабелла, “Самое важное”, Мастерская Петра Фоменко).

3. Лучшая мужская роль второго плана — Иван Верховых (толмач, “Самое важное”, Мастерская Петра Фоменко),

4. Лучшая женская роль второго плана — 1. Полина Кутепова (Галпетра, “Самое важное”, Мастерская Петра Фоменко). 2. Маргарита Шубина (фрау Лиза, “Крошка Цахес по прозвищу Циннобер”, театр им. Моссовета).

5. Лучший дуэт — Ольга Барнет — Евдокия Германова (Констанца Моцарта и Тереза Сальери, “Концерт обреченных”, МХТ им. Чехова).

6. Лучший спектакль — “Самое важное” (реж. Евгений Каменькович, Мастерская Петра Фоменко).

НАЧИНАЮЩИЕ:

1. Лучшая мужская роль — Кирилл Плетнев (парень лет 20—30, “Я — пулеметчик”, Центр современной драматургии Казанцева и Рощина).

2. Лучшая женская роль — Наталья Омельченко (Беатриса, “Loveц”, Центр современной драматургии Казанцева и Рощина).

3. Лучшая мужская роль второго плана — Тимофей Трибунцев (отец Уэлш, “Сиротливый запад”, “Сатирикон”).

4. Лучшая женская роль второго плана — Елена Плаксина (королева Анна, “Дева Мален”, “Современник”).

5. Лучший спектакль — “Я — пулеметчик” (реж. Ирина Керученко, Центр современной драматургии Казанцева и Рощина).

ДРУГИЕ НОМИНАЦИИ:

Лучшая опера — “Пеллеас и Мелизанда” (реж. Оливье Пи, театр им. Станиславского и Немировича-Данченко).

Лучший эксперимент — “Демон” (реж. Дмитрий Крымов, Школа драматического искусства Анатолия Васильева).

Лучшая сценография — Алла Коженкова (“Дракон”, Театриум на Серпуховке).

Лучший художник по костюмам — Евгения Памфилова (“Крошка Цахес по прозвищу Циннобер”, театр им. Моссовета).

Лучший детский мюзикл — “Бай-бай, Храпелкин” (реж. Тереза Дурова, Московский театр клоунады).

Лучший детский драматический спектакль — “Сказки на всякий случай” (реж. Владимир Богатырев, РАМТ).

Потрясение сезона — Робер Лепаж (Канада).

Событие года — Международный театральный фестиваль им. Чехова.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру