И на слезах растут цветы

Наш специальный корреспондент Елена Шпиз передает из Нью-Йорка

Шесть лет прошло с момента трагедии 11 сентября, когда в результате теракта обрушились знаменитые “Близнецы” — символ Нью-Йорка. От высоченных небоскребов остался только мертвый котлован, скрытый от любопытных глаз плотным заграждением. За последний год он почти сравнялся с улицей. В основе зарождающегося города — восьмиконечная Башня Свободы “Фридом Тауэр”.

— Интересно, какова же будет ее высота? — вырвалось у меня.

— Больше 400 метров, — услышала уверенный голос за спиной. — Знаете, я инженер-архитектор. И я хорошо знаю, как были построены “Близнецы” и почему они рассыпались, как карточный домик.

— Простите, а как вас зовут?

— Дмитрий Вергун. Живу в городке Манхэттен-бич, недалеко от Лос-Анджелеса. Когда случилась вся эта трагедия, наши пожарные отправились в Нью-Йорк, чтобы помогать расчищать завалы. И потом нам отдали две балки с 54-го этажа, чтобы мы могли построить мемориал в честь погибших спасателей.

— Вы сказали такую странную фразу — что знаете, почему рассыпались “Близнецы”. А они что, могли не рассыпаться?

— Ну во всяком случае не так быстро. И погибло бы не так много людей. Дело в том, что в 50-х годах прошлого столетия дома строились совсем по-другому. Тогда металлические сваи заливались бетоном, и они были настолько прочными, что даже от такого нападения не рассыпались бы в щепку. А случилось это потому, что сваи стали заливать, в сущности, обычной штукатуркой. Однако после этой трагедии нормы государственного строительства в Штатах сильно изменились. Теперь требования таковы: если одна колонна взрывается, остальное здание должно вынести это без разрушения. И все это будет учитываться в планировке Башни Свободы. Там ведь до 20-го этажа вообще ничего не будет — ни квартир, ни офисов. Это рассчитано на то, что если вдруг кто-то решит подложить бомбу в машину и припарковать ее рядом с башней, то от взрыва — какой бы силы он ни был — никто не пострадает.

Невольно мой взгляд скользнул по соседнему, сгоревшему изнутри небоскребу.

— Там уже начали восстановительные работы, — пояснил Дмитрий. — Но буквально на прошлой неделе строители что-то не так сделали, и начался пожар. Два человека погибли.

— Как будто проклятый какой-то дом.

— Он просто обтянут специальным материалом, чтобы вредоносная химическая пыль не летела на улицу. Вы же не знаете о том, сколько пожарных на самом деле пострадало во время спасательных работ под обломками “Близнецов”. Спасатели тогда так отравились этой пылью, что многие молодые ребята просто умирают теперь. И государство озадачено проблемой, как улучшить их медицинское обслуживание.

На одном из плакатов мы увидели схему будущего мемориала “Отражение несуществующего”. Предполагается, что это два бассейна, которые у кого-то, вероятно, будут ассоциироваться с котлованами, полными слез. А еще на территории мемориала (по словам Дмитрия, его площадь займет примерно четверть футбольного поля) будут элементы разрушительного ландшафта в виде балок и обломков. И обязательно часовня.

— Здесь постоянно проходят какие-то мероприятия для родственников погибших, — рассказывал мой собеседник. — Дело в том, что строители постоянно откапывают в обломках человеческие останки, кости. И люди требуют, чтобы абсолютно все были найдены и похоронены. Именно поэтому так долго не начиналось строительство. Но теперь его больше не хотят откладывать.

Кто звонит по 9/11

Крупнейший теракт — самый мощный политический инструмент 6 лет спустя

11 сентября 2001 года на Соединенные Штаты обрушилось огромное несчастье. С тех пор 9/11 стало формулой, причем весьма емкой. Для одних это формула террора и необходимости решительной борьбы с ним. Для других это формула заслуженного возмездия. Наконец, для третьих — это формула борьбы с “Большим сатаной”, американским империализмом.

Республиканская администрация Буша дерзко злоупотребила “духом 9/11” в своей внутренней и внешней политике. Она превратила 11 сентября в мандат вседозволенности. Разведывательные органы стали шпионить за американскими гражданами без судебных санкций. Президент начал править страной в обход конгресса, подменяя его законы своими “исполнительными указами”. Так возникло “имперское президентство”.

На внешнеполитическом фронте 9/11 используется Вашингтоном в качестве повода для “насаждения демократии” силой. Наиболее вопиющий пример — война в Ираке. Буш утверждал, что саддамовский Ирак обладает ядерным и биологическим оружием. Он утверждал также, что 9/11 было совместным делом рук Саддама Хусейна и “Аль-Каиды”. Все эти утверждения оказались большой ложью.

Увязнув в Ираке, Буш терпит поражение в Афганистане, где талибы и реальная “Аль-Каида” вновь контролируют большую часть территории. Наконец, прикрываясь жупелом 9/11, Вашингтон инициировал новый опасный виток гонки ракетно-ядерных вооружений. Бюджет Пентагона перевалил за $600 миллиардов в год, а НАТО все больше расползается на Восток.

В развалинах — и единство американской нации, которое принесло 11 сентября. Большинство выступают против войны в Ираке. Уровень доверия к президенту упал до рекордно низкой отметки. Его партия потеряла на выборах в конгресс большинство в обеих палатах. 

Дух 9/11 скомпрометировал себя. Но означает ли это, что люди доброй воли должны поставить на нем крест? Ни в коем случае! И вот тут-то самое время обратиться к формуле Эйнштейна. Когда Е=mc2 стала основой создания оружия всемирного Апокалипсиса, Эйнштейн возвысил против него свой голос. Отменяет ли это формулу Е=mc2? Конечно же, нет! Лишь призывает к ее мирному применению. То же самое — и с “формулой 9/11”. Необходимо вернуть ей ее изначальный смысл — бороться за искоренение террористического зла. Это как холокост. Нельзя, прикрываясь им, совершать агрессию против Палестины и арабского мира, но и нельзя забывать о жертвах холокоста и его подлинных причинах — расизме и антисемитизме.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру