Взгляд со стороны

Мировой финансовый кризис прошел мимо России

Некоторые проблемы в банковском секторе России, спровоцированные недавним мировым финансовым кризисом, напомнили события лета 2004 и 1998 годов. На сей раз банковский сектор страны устоял. Cнижение темпов роста экономики пока что нам не грозит. Пожалуй, впервые за последние 20 лет мы наблюдаем мировой экономический кризис со стороны.

Мировой финансовый кризис начался в США с проблем ипотечного сектора subprime, который отличается высокими рисками. “Рост просрочек вызвал кризис доверия между фондами и банками, и они начали закрывать лимиты друг на друга. Большинство ипотечных кредитов на развитых рынках секьюритизируются, а во время кризиса банки и фонды начали сбрасывать облигации, начался массированный отток средств. Ситуацию выправили центробанки ведущих стран мира, в том числе и наш Банк России, которые помогли финансовому рынку деньгами, в США к тому же была понижена учетная ставка”, — пояснил аналитик ИК “Брокеркредитсервис” по банковскому сектору Денис Мухин. По его словам, пик напряженности общими усилиями сбить удалось, однако причины кризиса остались, и потребуется время, чтобы решить эту проблему.

Нельзя, конечно, сказать, что отечественные финансовые рынки вовсе ничего не заметили. Мы уже достаточно сильно втянулись в глобализацию, и любые мировые события на нас влияют. Вопрос только в том, насколько долгосрочно и сильно такое влияние. Сейчас речь идет лишь о некоторых отдельных проявлениях нестабильности, которые скорее могли заставить нервничать финансистов, но не клиентов банков. Главный фактор уязвимости банковских систем России и СНГ, по мнению директора департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства “Эксперт РА” Павла Самиева, — различия в параметрах пассивов и активов. Здесь как раз и проявляются риски валютные, процентные и ликвидности — что, собственно, мы сейчас и наблюдаем. Одна из важнейших статей пассивов российских банков (а для некоторых — главный источник фондирования — кредиты нерезидентов и евробонды, 15—20% от валюты баланса для ряда крупных и средних банков), как правило, с плавающей ставкой, привязанной к LIBOR (лондонская ставка межбанковского кредитования). Начинается турбулентность на финансовом рынке — LIBOR подскочила, долг стал дороже чуть ли не на порядок.

Ставки по межбанковским кредитам (МБК) превысили 8% (и это для банков “первого круга” — наиболее надежных). Да, недавний дефицит ликвидности, может, напомнил чем-то 2004 год. Однако есть как минимум два очень важных отличия. Первое: ЦБ РФ активно рефинансирует банки через механизм РЕПО (под залог ценных бумаг ломбардного списка с обратным выкупом) под приемлемые ставки, а во-вторых, регулятор и СМИ не подогревают панику неуместными заявлениями и “черными списками” банков, якобы близких к банкротству и отзыву лицензии.

Гораздо тяжелее ситуация в соседнем Казахстане — где банковская система и регулирование ее, как оказалось, достаточно уязвимы.  “Казахстанская банковская система долгое время работала как “насос” — перекачивая ликвидность с запада в СНГ, в Россию в том числе, — отмечает Павел Самиев. — Доля внешних заимствований в пассивах казахстанских банков превысила 50% — и тут так некстати пришлась финансовая встряска. Гражданам Казахстана следует ждать увеличения ставок по кредитам и ужесточения условий заимствований”.

“Решение Москоммерцбанка, поднявшего после кризиса ставки по ипотеке, объясняется тем, что он является “дочкой” казахстанского Казкоммерцбанка. Я не думаю, что банки в массовом порядке пересмотрят в сторону увеличения ставки по кредитам. Для этого сейчас нет предпосылок”, — добавил Денис Мухин. Как сообщил глава Сбербанка Андрей Казьмин, несмотря на кризис ипотечных долгов Сбербанк не намерен ужесточать критерии к заемщикам по ипотечным кредитам. Не намерены “закручивать гайки” в договорах с клиентами и другие крупные банки страны.

Ощутить реальные последствия кризиса Россия могла бы в случае падения цен на энергоносители. Пока что страдают некоторые крупные компании, ориентированные на привлечение западного капитала. В группе риска — банки, у которых возникают разрывы по ликвидности и при этом ограничен доступ к рефинансированию. Это прежде всего средние и небольшие банки, но среди них почти нет розничных. Еще раз повторим: причин для паники нет; тем более с действующей системой страхования вкладов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру