Атака “вторым эшелоном”

Частные инвесторы прицениваются к недооцененным акциям

Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) привлекают все больше частных инвесторов. Несмотря на то что их нынешняя доходность существенно ниже прибыли, которую они приносили пайщикам на заре “народного капитализма” десять лет назад, ежегодно ряды непрофессиональных игроков на фондовой бирже расширяются вдвое. По оценке экспертов, все чаще частные инвесторы обращают свое внимание на ПИФы, работающие с более высокодоходными, нежели “голубые фишки”, акциями так называемого “второго эшелона”.

Все — в ПИФ!

Растущий интерес населения к такому инструменту приумножения капитала, как ПИФы, говорит в первую очередь о “ликвидации финансовой безграмотности” населения. Консервативным депозитам в банках люди все чаще предпочитают более рискованные и доходные инвестиции. И эта тенденция, по мнению экспертов, сохранит свою устойчивость. Меняться будет только общественный статус инвесторов. Если раньше усредненный портрет пайщика выглядел как респектабельный тип средних лет с финансовым образованием, имеющий представление о фондовом рынке, то сегодня в ПИФы все больше “записываются” студенты и домохозяйки, часто не владеющие соответствующими знаниями, а посему нуждающиеся в профессиональных консультациях.

По мнению директора управления маркетинга инвестиционного холдинга “ФИНАМ” Яны Ромашкиной, число пайщиков в ближайшие годы будет расти высокими темпами — “не ниже 100% в год”. “При этом рекламные инструменты практически исчерпали себя, — считает она. — В среднем по рынку стоимость привлечения одного пайщика составляет примерно $500. На этом фоне компании будут сокращать рекламные бюджеты, делая ставку на увеличение территориальной доступности и грамотные консультации. Большую роль будут играть обучающие мероприятия”.

Кроме того, возросшая популярность ПИФов говорит об успехе управляющих компаний (УК) ПИФов, которым удалось продемонстрировать преимущества этого инвестиционного продукта. Ведь управляющие компании весьма заинтересованы в том, чтобы увеличивать объемы продаж своих собственных паев. А лучший, по мнению экспертов, подход к стратегии продвижения своих продуктов — комплексный, когда компании придают важное значение строительству собственных филиальных сетей. В связи с растущей популярностью ПИФов УК вынуждены тратить большие деньги на развитие сети и обучение персонала. Так, например, поступили в инвестгруппе “АнтантаПиоглобал”. “Для развития бизнеса акционеры компании предпочли купить старейшую управляющую компанию России “Пиоглобал Эссет Менеджмент” с ее опытом, ее брендом, а не строить инвестиционный бизнес с чистого листа, — говорит директор по инвестициям УК “Пиоглобал Эссет Менеджмент” Денис Матафонов, ранее работавший в “Антанта Капитал”. — Покупая действующий бизнес, мы вместе с ним приобрели и клиентскую базу, которую не нужно формировать “с нуля” и тратить на это деньги”.

Сильная идея

Сегодня, в условиях жесточайшей конкуренции на рынке инвестиционных услуг, для того чтобы заявить о себе и успешно развиваться, нужна сильная идея. Такой “идеей” для УК стал рынок акций “второго эшелона”, который в свое время был незаслуженно забыт и куда компании все чаще обращают свои взоры.

Как известно, “первый эшелон”, так называемые “голубые фишки”, — это акции крупнейших российских компаний.

И таких “фишек” всего шесть: Сбербанк, “Газпром”, РАО ЕЭС, ЛУКОЙЛ, “Сургутнефтегаз”, “Норильский никель”.

Так называемый “второй эшелон” — это акции компаний, не входящих в число самых крупных в своей отрасли, но успешных и активно развивающихся. А посему являющихся весьма привлекательными для инвесторов. Дело в том, что российские акции из первого эшелона, наиболее ликвидные бумаги, по большей части уже исчерпали потенциал для роста. Они известны, раскручены, многие из эмитентов первого эшелона провели IPO на зарубежных площадках.

“Иностранные инвесторы считают, что “голубые фишки” не имеют достаточного потенциала для роста, быть может, только за исключением Сбербанка и “Норильского Никеля”, но двух этих “фишек” для российского фондового рынка явно недостаточно, поэтому естественно, что инвесторы обращают внимание на более ликвидные акции пусть меньших компаний, — говорит аналитик инвестиционной компании “БрокерКредитСервис” Севастьян Козицын. — И в последнее время это становится особенно актуальным в связи с ростом доходов населения”. “Не секрет, что основные деньги на российском фондовом рынке — западные, и именно иностранные инвесторы во многом определяют погоду на нашем рынке, — добавил Денис Матафонов. — Спрос на акции первого эшелона среди зарубежных инвесторов уже удовлетворен. Капитализация наших крупнейших компаний достигла справедливой стоимости, которая находится на уровне их зарубежных аналогов. Взрывного роста цен на эти акции, который мы наблюдали год-два назад, уже не стоит ожидать”. Совсем другое дело с акциями второго эшелона. В данном случае, говоря “второй эшелон”, мы имеем в виду в принципе недооцененные, малоликвидные акции эмитентов, которые еще не известны широкому кругу инвесторов. Тем не менее эти предприятия активно развиваются, увеличивают объемы своего бизнеса. Постепенно они получают все большую известность среди инвесторов, спрос на них увеличивается, их начинают покупать, и это напрямую влияет на стоимость акций этих предприятий. Сейчас несколько крупных управляющих компаний активно работают с акциями предприятий “второго эшелона”.

Таким образом, новой тенденцией рынка коллективных инвестиций является спрос на недооцененные рынком акции “второго эшелона”. Однако и не стоит ожидать, что если вы решите пойти на этот рынок, то на вас сразу же обрушится денежная лавина. Она действительно может обрушиться, но для этого придется запастись терпением и вооружиться некоторыми знаниями.

“Вложения денег в данные акции через общие фонды банковского управления (ОФБУ) или ПИФы могут принести хороший доход, но только при одном условии — если вы располагаете действительно свободными деньгами на 3—5 лет и терпением не изымать деньги до окончания срока инвестиции, — говорит начальник управления по работе с физическими лицами банка “Центрокредит” Сергей Казак. — В данном случае можно привести аналогию с плодовыми деревьями: вы посадили яблоню, и года три у вас почти нет урожая, зато потом вы начинаете снимать хороший и большой урожай, при условии если вы аккуратно все эти годы ухаживали за яблоней и отнеслись к посадке ответственно, купили саженцы в питомнике, предварительно прочитав специальную литературу, дабы убедиться, что данный сорт яблони подходит для нашего климата. Так и на рынке акций: нельзя слепо верить рекламе с обещанием золотых гор. Зайдите на специальные сайты в Интернете, изучите данные по деятельности ОФБУ и ПИФ за несколько лет, почитайте рекомендации специалистов, одним словом, подготовьтесь к инвестициям, чтобы фондовый рынок приносил вам только положительные эмоции и хороший доход. А конечный доход реально может быть неплохим — до 50% годовых, а может, и больше”. Так или иначе, но главная услуга и ПИФов и ОФБУ — это управление средствами инвестора с целью приумножения этих средств. Поэтому в части борьбы за клиента эти инструменты являются конкурентами, а в части формирования цивилизованного фондового рынка в России, создания класса инвесторов, привития населению привычки вкладывать свои деньги в ценные бумаги — партнерами. “Человеку, который рассчитывает на быстрое обогащение, не стоит приходить на фондовый рынок, — говорит Денис Матафонов. — Да, здесь можно много заработать, но можно и потерять. Поэтому мы всегда говорим: покупать акции нужно на свободные деньги, то есть на те деньги, потеря которых не станет для вас катастрофой. Покупать акции второго эшелона следует на длительную перспективу — год, два, три. При этом нужно учитывать, что разобраться в этом рынке человеку со стороны довольно-таки сложно. Мы в этом случае советуем покупать паи ПИФов “второго эшелона” или отраслевые ПИФы, сформированные из акций предприятий какой-то перспективной отрасли — металлургии, электроэнергетики, машиностроения и так далее. Эти ПИФы управляются профессиональными управляющими, которые принимают решение о включении в портфель акций какого-либо предприятия на основе всестороннего анализа. Кроме того, порог входа в ПИФ намного меньше, чем самостоятельная покупка акций выбранных эмитентов”.

По словам экспертов, и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе паевые фонды дадут больший доход, чем можно получить по банковскому депозиту. При этом в сравнении с индивидуальным инвестированием на фондовом рынке паевые фонды менее рискованны. И помните, инвестиции в паевые фонды — это долгосрочные вложения. В российских условиях специалисты рекомендуют инвестировать не менее чем на год, а лучше на три—пять лет. К примеру, и в западные аналоги паевых фондов инвесторы вкладывают на десятки лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру