Ах, вернисаж — какой демарш, какой пассаж!

В Сергиевом Посаде стало модно ходить на выставки через окно

11 сентября 2007 в 12:56, просмотров: 186

Квартирный вопрос может испортить кого угодно — споры о недвижимости всегда бывают ожесточенными и жестокими. В Сергиевом Посаде в подобную баталию вступили две организации, казалось бы, далекие от бытовухи. И даже напротив: призванные облагораживать людские души — Союз художников России и Русская православная церковь.

Спорными оказались пять тысяч квадратных метров — “соединительный” корпус Спасо-Вифанского монастыря, что на окраине Сергиева Посада, на улице Птицеградской.

История давняя: здание XVIII века — “старый семинарский корпус” — соединили с “новым”. Так в 1884 году появился “соединительный” корпус Спасо-Вифанского монастыря. Он-то и стал причиной раздора.

После революции здесь размещалось много разных организаций, в том числе сельскохозяйственный, так называемый “птичий” техникум. Некоторое время здания стояли брошенные. А в 1987 году Союз художников выкупил у техникума “новый” и “соединительный” корпуса для своего районного отделения (кстати, одного из сильнейших в Московской области) и раздал помещения местным художникам под мастерские.

Сделка проводилась на законных основаниях, с разрешения тогдашнего Загорского горисполкома. Союз художников уплатил за помещения 300 тысяч рублей — деньги по тем временам колоссальные. Около 1 миллиона ушло на ремонт. И это при том, что художники производили его своими руками в течение нескольких лет. Зато в результате появились мастерские прикладного искусства по изготовлению гобеленов, керамики, витражей, батика. Изделия были востребованы, заказы на них поступали со всего Советского Союза.

Однако творить в комфортных условиях художникам пришлось недолго. После перестройки началась кампания по возвращению церкви “награбленного”, творцов попросили убраться подобру-поздорову. В 1994 году состоялся суд. По его решению художники должны были освободить монастырские корпуса, но им должны были предоставить помещения взамен.

Речь во всех документах шла только о “новом семинарском корпусе”, который художники должны были вернуть монастырю, что и так сделали в середине 90-х. В трудные горбачевско-ельцинские времена материальная база Союза художников рухнула. Оплачивать коммунальные услуги стало нечем. По взаимному согласию с РКЦ “новый корпус” отдали монастырю. Он вскоре сгорел, и сейчас от исторического здания 1824 года сохранились лишь стены. Как говорится, не уберегли.

Тем не менее остались нетронутыми свыше 5 тысяч квадратных метров “соединительного” корпуса. И началась очередная “войнушка”. Задним числом по распоряжению администрации Сергиева Посада этот корпус вдруг стал памятником истории, а посему суд признал куплю-продажу, совершенную в далеком 1987 году, недействительной. Кстати, ни в одном реестре памятников, ни в федеральном, ни в областном, это здание не значится.

— Мы готовы отдать монастырю и этот корпус, согласны, что это духовная семинария и ее надо возродить, но пусть город нам предоставит взамен помещения, где мы могли бы работать, — говорят художники.

Но ждать церковнослужители больше не могут, ведь ситуация не разруливается уже более 13 лет. В один прекрасный день вход в мастерские заварили, а художников предупредили, что проходить в здание они могут только с разрешения монастыря. Потом нагрянули с проверками всевозможные инспекторы. И, естественно, выявили нарушения — в качестве меры пресечения вырубили электроэнергию. Но вкладывать деньги в устранение нарушений бессмысленно, поскольку художников из монастыря выгонят со дня на день.

— Приходишь работать, а тебя не пускают, — объясняет художница Наталья Костина. — Ну не можем мы творить по расписанию с 9 до 17, исключительно по будням, как того требует монастырь! В выходные приходить в мастерские нам и вовсе запрещено. Хотя работалось нам здесь очень хорошо, атмосфера была соответствующая.

Все лето в Сергиевом Посаде шли военные действия. Художники заняли осадное положение и даже ночуют в мастерских. В лучших традициях коммунальных склок в свои мастерские художники попадают лишь в сопровождении участкового, а иногда и покидают их с милицией, поскольку двери им не открывают. Но стражи порядка уже устали от этих баталий и обещают на жалобы больше не обращать внимания.

За свои права художники могут бороться только собственным творчеством. Чтобы хоть как-то обратить внимание на конфликтную ситуацию, организовали выставку своих работ на первом этаже “соединительного” корпуса. Монастырь не пустил на выставку ни прессу, ни гостей. Чтобы приобщиться к прекрасному, посетителям пришлось проникать на вернисаж через окно, по приставной лестнице.

— Культуру изничтожают разными способами, а этот — как вариант, — считает председатель Сергиево-Посадского отделения Союза художников России Иван Иванович Харченко. — Мы бесправны и в моральном, и в материальном плане.

Союз художников России выделил адвоката в помощь своему Сергиево-Посадскому отделению. Но проблема в том, что случай в Сергиевом Посаде не единичный по стране, это не единственные художники, которых надо защищать. Подобных споров и тяжб — тысячи. Поразительно в этой истории и отношение администрации города. Вместо того чтобы подобрать художникам другие помещения, она футболит их по инстанциям. Пока им везде дают письменный отказ в предоставлении мастерских. Ну нет в Сергиевом Посаде других, ни одного свободного квадратного метра — и все тут!



Партнеры