Какая езда нам светит

Поедет ли столица быстрее или окончательно встанет?

12 сентября 2007 в 18:13, просмотров: 487

“Началось!!!” — этим словом из поднадоевшей рекламы московские водители и пассажиры вот уже несколько дней кряду реагируют на дорожные пробки. Кончилось время летних отпусков и каникул. Столичные автомобилисты в полном составе вернулись на магистрали, и вот уж воистину — началось то самое нечто, предсказанное нашими экспертами еще весной, когда Москву сразил небывалый бум покупки автомобилей.
Какие улицы нынче лучше объезжать и что нас ожидает в ближайшие месяцы — решил выяснить “МК”.

Этот “беспредел” — еще не предел

Если летом по дорогам трудно ездить до 10 утра и после 6 вечера, то осенью час пик растягивается практически на весь день. И хотя многие москвичи (как чиновники, так и коммерсанты) начинают работать пораньше, с 8 утра, явного эффекта это не дает. В пробках стоят и личные авто, и автобусы с троллейбусами — выделенных полос для общественного транспорта в Москве по-прежнему нет.

Для гаишников эта ситуация необычной не является. Они уже привыкли, что с началом учебного года поток машин увеличивается. Причем, как признались “МК” инспектора, в последние годы рост количества автомобилей ощущается особенно сильно. Не последнюю роль играют высокие цены на квартиры. Будучи не в состоянии покупать недвижимое имущество, москвичи стали вкладывать деньги в движимое.

Интенсивный рост продаж машин (в основном иномарок) начался еще в 2006 году. А в году нынешнем покупатели, похоже, решили перекрыть все рекорды. По утверждению зарубежных автопроизводителей, количество покупаемых нашими гражданами авто увеличилось еще на 80%. В одной только Москве каждый день продается до 2300 машин.

Эти цифры подтверждают и официальные источники. По данным ГИБДД, за первое полугодие 2007 года в столице встали на учет еще 405 417 машин. Если так пойдет и дальше, обладание машиной для москвича потеряет смысл. Каждый день простаивать в многочасовых пробках — не только глупо, но и дорого. Правда, массовое переселение автомобилистов в метро создаст не меньшие проблемы — подземка уже сейчас работает на пределе.

Сэкономили деньги на дорогах — теряем время в заторах

В Центре телеавтоматического управления движением транспорта, который находится в столичном управлении ГИБДД, вся Москва — как на ладони. Здесь десятки экранов, на которые с уличных видеокамер в режиме реального времени поступает картинка с множества перекрестков. Как только где-то случается пробка, дежурные сразу же принимают меры (меняют режим светофоров, регулируют движение вручную или высылают патрули, если серьезная авария). Когда-то система “Старт” начиналась с регулировки Садового кольца. Постепенно она охватила большинство основных магистралей. В этом году инспектора начали мониторить западное направление (Кутузовский, Рублевка, Можайское шоссе) и восточное (шоссе Энтузиастов).

Стоит “антипробочная” система немалых денег — каждый год город выделяет из бюджета 150—200 миллионов рублей (исключением стал только правительственный Кутузовский проспект, установку видеокамер на котором проплатили федералы). Осталось охватить Третье кольцо (там камеры пока стоят только в тоннелях и на развязках) и МКАД (ведутся проектные работы). Именно на этих кольцах сейчас, пожалуй, самая скверная автодорожная ситуация. Причем если проехать по самим магистралям сложно, но можно, то на съездах машины намертво закупоривают движение.

Например, чтобы попасть из Жулебина в центр Москвы к 10 часам утра, выезжать нужно минимум в 8. Ничего удивительного — съезды на МКАДе тоненькие, однополосные. Когда их строили, не учитывали будущее резкое расширение автопарка граждан. А если какой-нибудь дальновидный специалист предлагал прибавить на съезде хотя бы одну полосу движения, экспертиза обвиняла его в неэкономном отношении к бюджетным деньгам. Эту экономию мы расхлебываем теперь.

Приехали… И что дальше?

На вопрос, уменьшатся ли пробки в ближайшие месяцы, гаишники с ходу “МК” не ответили.

— Все развязки сложны по-своему. Нельзя сказать: вот здесь терпимо, а здесь — плохо. Потому как на самом деле двигаться трудно везде, — говорит начальник отдела оперативного управления движением транспорта ГИБДД Москвы Максим Лагашин. — Наиболее пиковые дни — по-прежнему вторник и четверг. Станут ли меньше пробки в октября—ноябре — спрогнозировать крайне трудно. Даже синоптики ошибаются, хотя у них множество данных под рукой. А мы работаем по фактической ситуации и не знаем, что нас ждет в следующую минуту. Все очень непредсказуемо.

Тем не менее с помощью г-на Лагашина нам удалось составить список мест, где пробок меньше точно не станет, а также перечень участков, где ГИБДД прогнозирует улучшение движения или по крайней мере стабильность (см. карту).

Кстати, попасть в пробку в Москве легко можно и ночью. Жизнь бурлит не только в танцевальных клубах. Среди москвичей становится модным просто ездить по ночному городу, любуясь красиво подсвеченными домами и мостами. Также появилась прослойка людей, которые в силу плотного дневного графика работы не только отовариваются ночью, но и пользуются услугами круглосуточных химчисток, прачечных, салонов красоты и т.д.

Какие нововведения планирует ГИБДД для улучшения дорожной ситуации? На Третьем кольце, между тоннелями, будут устанавливать электронные табло. Они станут информировать водителей о пробках и рекомендовать пути объезда.

— И сразу станет лучше? — спрашиваем у  г-на Лагашина.

— Как может стать лучше? Строительство дорог не успевает за ростом автомобилей. За год поток столичных машин увеличивается на 10%. Плюс автомобили из области, счет которым идет на сотни тысяч. А наши водители что творят? Ставят машину на аварийку и уходят на несколько часов. Ладно, если в первый ряд, так хватает ума припарковаться во второй и даже в третий!

За примерами далеко ходить не пришлось. На одном из экранов Центра управления автодвижением наблюдаем классическую ситуацию.

— Вот, смотрите, “БМВ” стоит на Смоленке, во втором ряду, уже достаточно давно. Как только к остановке подходит троллейбус, за ним выстраивается очередь машин. Потом троллейбус медленно, аккуратно выезжает — а у него ведь “рога” недлинные, он не может легко объехать стоящий транспорт. В общем, все утро на этом месте затруднения. А давайте еще посмотрим, что у нас происходит возле Курского вокзала — там всегда много машин паркуется, хотя рядом, в торговом центре, недорогая подземная стоянка.

Но у Курского, на удивление, порядок. Зато Садовое стоит с другой стороны. И на Рублевке движение плотное. Инспектора объясняют, что утром была авария, но дежурная смена постарается ликвидировать затор в сжатые сроки.

— Еще одна наша беда — водители едут всей толпой туда, куда ехать нельзя. Это чисто русская черта — делать все на авось, — сетует г-н Лагашин. И рассказывает, что даже в День города, зная, что центр будет перекрыт, люди ехали под “кирпич”. Хотя, казалось бы, увидел впереди хвост машин — сверни в переулок. Но проблема и в том, что немногие автомобилисты, особенно из числа новичков, могут похвастаться хорошим знанием города.

— Знаете, как говорил мой старенький преподаватель в автошколе, — продолжает Максим Сергеевич, — правила движения выучил — теперь учи карту. Нет ничего зазорного в том, чтобы посмотреть по атласу, как можно добраться до места, минуя центральные магистрали. Переулками, проездами и маленькими улочками можно попасть практически в любое место Москвы. Наши же водители знают обычно один маршрут и ездят по нему на работу и домой. А надо иметь в запасе хотя бы 3—4 варианта. Так и напишите в “МК”! Если хотя бы десяток водителей прислушаются к этому совету и начнут изучать карту — уже будет хорошо.



Партнеры