К нам приехал троллеибус из Крыма

Музей “Мосгортранса” пополнился новым экспонатом

12 сентября 2007 в 16:22, просмотров: 636

В столицу прибыла “посылочка” из солнечной Тавриды — на площадку хранения Музея городского транспорта ГУП “Мосгортранс” доставили троллейбус, который еще недавно возил курортников и жителей Крыма.

— Эта пассажирская машина марки “Шкода-9” была выпущена в середине 1970-х, — рассказывает сотрудник музея Валерий Дроков. — Она проработала на cимферопольских линиях около 30 лет и была списана лишь в прошлом году.

Крымский троллейбус — явление уникальное. Он появился еще во времена Хрущева, который был большим поклонником этого вида транспорта. Во времена его “царствования”, на стыке 1950—1960-х, в стране намечалась “глобальная троллейбусизация”. Помимо многочисленных городских маршрутов планировали пустить междугородные троллейбусы-экспрессы. В Москве, например, начали готовить проекты линий, соединяющих столицу с крупными райцентрами области. Провода хотели дотянуть до Ногинска, Подольска, Егорьевска... Кроме того, “электрические рогоносцы” должны были начать курсировать между Златоглавой и ее аэропортами — “Домодедово”, “Внуково”, “Шереметьево”. Однако после отставки Хрущева грандиозные планы были свернуты. Единственным местом, где успели организовать междугородное троллейбусное сообщение, стал Крым. Там вот уже полвека действуют линии Симферополь — Алушта и Симферополь — Ялта.

— Для обслуживания этих маршрутов всегда закупали только чешские машины, поскольку отечественные работать в условиях горной местности не могли, — поясняет Дроков. — Впрочем, сейчас перспективы у знаменитых крымских линий, похоже, незавидные. Основная масса курортников предпочитает ездить на маршрутках, а троллейбусами пользуются практически лишь немногочисленные местные жители. Новых машин на линии практически не поступает, работают “старички”, латаные-перелатаные. Да и эти “Шкоды” в массовом порядке отправляются в металлолом. Если дело так пойдет и дальше, междугородному троллейбусному сообщению в Крыму придет конец.

Раздобыть для коллекции крымского “рогача” было давней мечтой. Директор музея Владислав Карганов специально ездил в Симферополь и встречался с местными транспортниками, чтобы договориться о возможности получения одной из старых “Шкод”. Эпопея растянулась почти на два года. Минувшей зимой один из ведущих сотрудников музея Александр Зузанов отправился в командировку, чтобы выбрать из числа списанных “девяток” самую подходящую. Однако, когда весной Зузанов вместе с Дроковым вновь приехали в Симферополь, чтобы подготовить старый троллейбус к перевозке по железной дороге в Москву, облюбованной машины там уже не было. В дирекции троллейбусного парка сообщили, что ее отправили на переплавку. Пришлось москвичам срочно подыскивать замену.

— Три недели возились. Предложенный экземпляр оказался не на ходу, у него даже колеса были уже сняты, а почти всю внутреннюю проводку вырезали, чтобы сдать в пункт приема цветных металлов. Но мы смогли собрать для этой “Шкоды” необходимый комплект деталей и узлов, снимая их с других троллейбусов, идущих в утиль. Кое-что даже запасли в двойном количестве. Например, заводские эмблемы, плафоны светильников, поручни, часть стекол… Такая предусмотрительность оправдалась: пока троллейбус везли из Крыма до нашей музейной площадки, “охотники за металлом” успели содрать у него с “передка” эмблему и один декоративный “ус” — они же алюминиевые!
Путешествие “девятки” по маршруту Симферополь — Москва, которое длилось целый месяц, завершено. Ветеран транспорта уже стоит на музейной площадке. Впереди у него — этап реставрации. Как считают специалисты, отремонтировать “Шкоду” до рабочего состояния вполне реально.

К слову сказать, сейчас в музее “Мосгортранса” восстанавливают еще один троллейбус родом с Украины — “Киев-4”. Его даже перевозить через границу “нэзалэжной” не пришлось — кузов старой пассажирской машины, приспособленный под бытовку, неведомыми путями оказался в Калужской области, где “киевлянку” и обнаружили поисковики.



Партнеры