Муки роста

Наши гимнасты прошли отбор в Пекин и наказали лидеров

Чемпионат мира по спортивной гимнастике обещал быть сложным. Не только для России — для всех команд, претендующих на Олимпийские игры в Пекине. Потому что был отборочным. Что такое отбор? Демонстрация своего права на участие в борьбе сильнейших. В Штутгарте это право все демонстрировали как могли.

Медальный урожай собран. Сборная Китая с пятью золотыми, двумя серебряными и одной бронзовой медалью — первая в командном зачете. Впрочем, сборная хозяев предстоящих Игр, кажется, немного дрогнула — во всяком случае, ошибки были, и разговоры о том, что в Пекине остальному гимнастическому миру ничего не светит, несколько утратили свою правдоподобность. (Хотя даже одна поддержка трибун, как известно, может укрепить дух китайской сборной во сто крат. Или — наоборот, это как раз палка о двух концах.) Американцы вторые, и, между прочим, именно их женская команда стала сильнейшей в мире. А ее звезда Анастасия Люкин (озвучивать так фамилию Люкина, конечно, смешно, но под американским флагом свое произношение) пообещала, что на Игры они выйдут еще сильнее, укрепив свой командный дух. Россия на троих — с Польшей и Кореей — поделила шестое место. А Румыния и Япония вообще остались без “золота”. К двум последним странам вообще-то нам не позволила присоединиться юная — ей только в октябре исполнится 15 лет — Ксения Семенова, которая блестяще — специалисты в один голос дают именно такую характеристику — выиграла золотую медаль в упражнениях на брусьях. (Произошло это впервые за последние четыре года, со времен Светланы Хоркиной у нас никто на “золото” не посягал.) И оказалась Ксюша в нашей сборной такая одна, совсем одна.

Но все же — в сборной, которая, во-первых, отобралась командой на Олимпийские игры (и мужской, и женской). А во-вторых, явно претендует на места на гимнастической лестнице более эффектные, нежели нынешние. Потому что при всей скромности наград прогресс все равно очевиден. И то, что сделано россиянами за два года, другие сборные команды проходят за пятилетие.

Кстати, юная Ксюша Семенова, выиграв брусья, сказала, что цель ее в дальнейшем — многоборье. Что понятно: абсолютный чемпион в гимнастике — это кумир на все времена. Это сильнейший среди сильнейших. И к тому же в российской сборной прекрасно понимают, что именно многоборцы — залог успеха всей сборной.

* * *

Хотеть, чтобы все у сборной России получилось в Германии быстро, здорово и надежно, — конечно, было можно. Но — наивно. И неудивительно, что Штутгарт вместе с выполнением главной задачи — попаданием на Игры — озадачил нас и поступком двух лидеров: фактически их отказом от борьбы. Что ни советским, ни российским гимнастам уж точно никогда не было свойственно.

Не случайно на каждой пресс-конференции за последние годы главный тренер сборной Андрей Родионенко не уставал говорить про командный дух. Он убежден и убеждал, что только команда может рождать лидеров. И если работаешь на команду — значит, работаешь на себя. В Штутгарте Девятовский и Ложечко создали прецедент — Максим, сославшись на травму, а заодно объясняя, что привык бороться только за призовые места, не вышел на последний вид многоборья, перекладину. А Юля облегчила свою программу, что не позволило и команде набрать дополнительные очки, и ей самой выступить в финале. Родионенко и тренерский совет сочли эту ситуацию скандальной — член сборной России не имеет права сдаваться без борьбы и думать только о себе. И осудили Максима Девятовского и Юлию Ложечко по всей строгости предолимпийского времени. Они отстранены от сборов — будут тренироваться индивидуально, приезжать на контрольные тренировки на базу “Озеро Круглое”. Работу в команде теперь они должны заслужить. Если не захотят или сочтут это несправедливым, в Пекин команда отправится без них.

Решение может показаться жестким. Но, честно говоря, достойно только уважения. Можно было меньше чем за год до Олимпийских игр закрыть глаза на проступок гимнастов? Можно, как и найти им оправдание. Но сразу два случая одного чемпионата позволили говорить о коммерческом патриотизме. Выгодно — борюсь, невыгодно, потому что все равно ничего не выгорит, — сдаюсь. То, что эти случаи получили огласку, — правильно, как верно и наказание гимнастов. Наверное, лишь на отсутствии сомнительной жалости к себе может вырасти уважение к себе же, не говоря уже о коллегах. Потому что в том же Штутгарте олимпийский чемпион Николай Крюков, не бросивший команду в тяжелейшей для себя ситуации травмы, показал, как умеют бороться россияне. Не сдался и Антон Голоцуцков, который выступал ради команды до последнего, хотя весь остаток чемпионата проходил на костылях. Правда, как отмечают тренеры сборной, Антон создал себе проблемы во многом сам — ему явно не хватило объема тренировок перед чемпионатом, отвлекали и рождение дочки, и опоздания с тренировочным процессом, отсюда и травма. Но все равно молодец, потому что ломанулся вперед что было сил. Скорее всего, не на чувстве вины — на жажде командного подвига. И это самое главное. А разбор полетов ему тренеры устроят, значит, в следующий раз Антон ломанется с большими силами, с умом, наученный опытом.

И олимпийская чемпионка Лена Замолодчикова вновь проявила характер, которому могут только позавидовать молодые. Не стоит, наверное, драматизировать ситуацию, когда дебютантка чемпионата мира Катя Крамаренко совершила ошибку, которую не сделала бы даже в кошмарном сне, — не выполнив прыжок, дотронулась до коня, вместо того чтобы просто пробежать мимо, чем заработала “баранку”. Но следом за Катей прыгала Лена, понимая, что медаль команды, которая была уже почти в кармане, из этого кармана уже украдена. Смотреть, как прыгает Замолодчикова, было просто больно. Она плакала, готовясь к прыжку, потом прекратила — только на разбег и два своих винта, и через секунду после приземления — снова плакала… Потеря командной медали стала для нее горем. А горе нельзя имитировать.

Но Катя потом с честью выдержала турнир. И можно также не сомневаться, что потрясение, которое испытала Крамаренко, относится к мукам роста. А без усилий, как известно, алфавит-то не выучишь, не то что гимнастические премудрости. К тому же наша женская сборная показала в Штутгарте, что за место на олимпийском пьедестале она будет бороться стопроцентно.

— Почти завоеванной медали, конечно, не вернешь, но я бы взглянул на проблему с другой стороны, — так прокомментировал ситуацию для официального сайта российской гимнастической федерации Юрий Титов. — Если после Олимпийских игр в Афинах положение не только в российской женской гимнастике, но и в мужской выглядело безысходным, то сейчас — совершенно очевидно происходит движение вперед. Эта команда вполне обоснованно боролась за место на пьедестале потому, что девочкам наконец поставлена хорошая техника исполнения элементов, их программы — не все, но почти все — отвечают международным требованиям. Это не означает, что в нашей гимнастике не осталось проблем, они есть. Возможно, произошедшее в командном финале и есть выражение этих проблем, но я не исключаю и случайность…

* * *

Андрей Родионенко, главный тренер нашей сборной, еще до начала чемпионата мира в Штутгарте убеждал, что медали — это здорово, но не они на сей раз главная забота гимнастической России. Мы можем выиграть медали и не отобраться командой на Олимпийские игры в Пекине. А надо — отбираться и остальные проблемы пытаться решать за оставшиеся, сто раз пересчитанные, но не растянувшиеся от этого в годы, месяцы. И если помнить об этих задачах, то обе команды с ними справились. Неодинаково, как мы уже говорили, — мужская сборная на фоне травм и костылей и на грани фола. Женская сборная — несколько растерянно, несмотря на то что имела все шансы попасть на пьедестал.

Ну, а проблемы? Проблемы можно решить в двух случаях: когда их хотят решить и когда их не прячут. И одинаковой для обеих команд нашей сборной будет лишь работа. Даже не над ошибками, они уже прожиты, — над будущим, которое предстоит прожить.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру