Елена Панина: “Пора убрать палки из колес малых предприятий и создать им нормальные условия для развития”

До недавнего времени в нашей стране было модно говорить о малом бизнесе, о его социальной значимости и необходимости для здоровья экономики в целом. Но слова не воплощались в конкретную помощь со стороны правительства и местных властей. По правде говоря, рассчитывать предпринимателям было не на что. Государство больше волновал крупный бизнес, а на местах для поддержки предпринимательства не имелось ни финансовых средств, ни полномочий. Однако этим летом произошло знаковое событие. В Госдуме разработан и принят базовый федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства. Теперь на законодательном уровне четко и ясно прописаны не только виды поддержки, которые действительно сможет получить малое, среднее или микропредприятие, но и механизмы реализации этой поддержки. Елена ПАНИНА, зампред Комитета Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму и один из основных разработчиков закона о развитии малого и среднего предпринимательства в России, поделилась с корреспондентом “МБ” Лилией КАМЫШЕВОЙ.

— Елена Владимировна, предприниматели и журналисты в последнее время как-то не очень доверяют новым законам, проектам, постановлениям. Вся эта бюрократия как будто проходит мимо и не имеет под собой каких-то реальных выгод для малых компаний. Что же такого исключительного в новом Законе №209 “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”?

— Принятый Госдумой базовый закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ” выводит поддержку малого бизнеса на уровень приоритетов государственной политики. Это масштабный, полезный и нужный для российских бизнесменов документ.

Начну с того, что впервые за всю историю современной российской экономики мы наконец-то четко определили не только, что такое малое, но и среднее предприятие. До сегодняшнего дня в правовом поле понятия “среднее предпринимательство” вообще не существовало. Изучив опыт стран ЕС, США, Японии, проанализировав собственный опыт, мы определились с критериями по численности работающих.

Теперь есть четкое разделение: микропредприятия, малые и средние предприятия. Микропредприятие — это компания с числом занятых не более 15 человек, малое предприятие — от 16 до 100, и среднее предприятие — от 101 до 250 человек. Количественными критериями мы не ограничиваемся. В самое ближайшее время должны быть введены еще и стоимостные критерии малой, средней или микрокомпании. Причем здесь необходимо учитывать отраслевую и региональную специфику. Основа стоимостного критерия малой фирмы — размер ее выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за календарный год. Почему мы не установили эти критерии в законе, а определили это как задачу исполнительной власти? Потому что стоимостные критерии не могут возникнуть “с потолка”. Необходимо провести сплошные статистические исследования всех малых и средних предприятий по стране, а затем определиться с критериями для каждой отрасли, согласно которым предприятие сможет оставаться в статусе малого, среднего или микропредпринимательства и рассчитывать на финансовую, имущественную, информационную и прочие виды поддержки. Эта задача уже поставлена перед Госкомстатом. Но на ее решение нужно время. Пока же, на мой взгляд, нужно установить временные стоимостные критерии, опираясь на исследования Торгово-промышленной палаты РФ. Эти критерии примерно соответствуют уровню европейских стран. Возможен и другой подход: оставить на переходный период лишь критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по численности работающих. Над этими вопросами мы сейчас работаем с правительством.

— Для чего нужны все эти формулировки: малая, средняя, микро?

— Как можно регулировать что-то абстрактное? Поймите, до лета 2007 года малый бизнес был в нашей стране неким фетишем. Вроде есть. А что есть? Сколько у нас на самом деле малых компаний, сколько средних? Мы даже не знаем точно, сколько в нашей стране индивидуальных предпринимателей. Определение понятия — это только вступительная часть в любом законе. Как в Библии — в начале было слово. Так и у нас. Сначала вывели критерии малой, средней и микрокомпании. Затем переходим к основным принципам государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон четко распределяет полномочия по реализации поддержки малых и средних компаний между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

— Опять напрашивается вопрос: а что конкретного смогут предложить федеральные власти и местные чиновники малому бизнесу?

— Новый закон принят, но он базовый, это своеобразный фундамент, а впереди еще доработка и принятие законопроектов, определяющих всю конкретику по реализации мер поддержки бизнеса. Что нужно малым компаниям? Это более низкие арендные ставки, максимально длинные сроки аренды, оборудование в лизинг, кредитование под низкий процент. Одним словом, все то, что способствует развитию бизнеса в первую очередь в инновационной и производственной сферах. А то у нас малый бизнес, как правило, торговля и рестораны. Ведь что происходит: набойку негде на туфли поставить или ключ изготовить. Зачастую спекулянты скупают помещения на аукционах по продаже недвижимости, а потом сдают их малому бизнесу по высоким ставкам, да еще всего на 11 месяцев, чтобы не регистрировать договор аренды и самим уйти от налогов. Что может успеть компания за срок меньше года? Ничего. Особенно если это производственный бизнес.

Новый закон официально закрепляет за региональными и муниципальными властями различные формы имущественной поддержки, в том числе предоставление в аренду помещений для развития бизнеса, производственного оборудования, техники и т.д. Предусмотрены не только для малого, но и для среднего бизнеса специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, упрощенный порядок составления статистической отчетности, особенности приватизации государственного и муниципального имущества, формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, меры по обеспечению прав и законных интересов МСП при осуществлении государственного контроля и надзора.

— А разве в старом Законе №88-ФЗ говорилось не о том же?

— Подход, заложенный в прежнем законе, до предела устарел, кроме того, в связи с принятием №122-ФЗ из него были исключены почти все содержательные статьи. Новый закон впервые подходит к решению проблем малого и среднего бизнеса комплексно, в нем четко законодательно определена целая система мер для реализации имущественной, финансовой, информационной и других форм поддержки.

Сначала даны четкие критерии малой фирмы. Затем прописаны те виды поддержки, на которые она вправе претендовать. А с другой стороны, мы обеспечили властям на местах возможность оказывать эту поддержку: устанавливать пониженные арендные ставки, сдавать им в аренду средства производства, земельные участки.

И все легально и официально. Никто не придет к главе района и не спросит его, а на каком основании на его территории действуют дифференцированные расценки на аренду госимущества. Однако сразу оговорюсь. Для того чтобы эти нормы заработали, необходимо внести изменения в действующее федеральное законодательство, т.е. привести его в соответствие с принятым базовым законом, а также принять региональные законы, учитывающие особенности развития малого и среднего бизнеса в той или иной местности.

В настоящее время в Госдуме рассматриваются поправки в законы, которые позволят субъектам РФ и местному самоуправлению сформировать перечни имущества (включая нежилые помещения), которое может направляться на развитие малого и среднего бизнеса. Подготовлены также закон о статистике, изменения в закон о бухгалтерском учете, о контрольно-кассовой технике. Но еще предстоит очень серьезная работа над поправками в Налоговый кодекс, а это всегда тяжело согласовать с Минфином.

— В новых условиях, наверное, выиграют власти крупных мегаполисов. Они богатые и смогут обеспечить максимально выгодные условия для предпринимательства.

— Благодаря новому закону появляется реальная конкуренция между регионами. Теперь все зависит не только от обеспеченности региона, а прежде всего от расторопности и сообразительности его руководства. Те, кто вовремя оценит преимущества от развития на их территориях малых и средних предприятий и будущие поступления в местный бюджет, имеют шансы стать зонами предпринимательства. Закон специально разрешает местным властям регулировать условия для развития бизнеса: формировать перечни имущественной поддержки (оборудование, помещения, технолог), принимать местные программы развития, создавать более выгодные условия предоставления местных ресурсов. Мы уже сегодня наблюдаем: там, где условия для бизнеса более стабильны и привлекательны, происходит его перерегистрация в эти регионы, а отсюда рост поступлений в местный бюджет, дополнительные рабочие места, рост доходов населения. Закон может стать для очень бедных регионов России настоящим Клондайком. У них появилась возможность организовывать свои Арабские Эмираты, свои Швейцарии, Кипры на местах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру