Маленькая Американская Мечта

16 сентября 2007 в 14:54, просмотров: 693

В США маленькие компании не любят брать в долг, поставляют свои услуги правительству и обожают франчайзинг. Большинство зарубежных и американских экспертов сходятся во мнении, что сейчас самый благоприятный момент для выхода малых компаний Америки на зарубежные рынки. Ежегодно 230—250 тысяч малых и мелких предприятий страны умудряются экспортировать собственную продукцию и услуги не менее чем на $200—250 млрд. Особую роль малый бизнес США на мировой экономической арене стал играть и с развитием Интернета. Такие компании, как Google, Amazon, e-Bay, Fedex, изначально создавались как малые и продолжают ими быть и по сей день.

На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. малых компаний, причем ежегодно открывается еще не менее 1 млн. новых фирм. Каждая третья американская семья занята в малом бизнесе. В целом же компании со штатом до 100 человек обеспечивают трудовыми местами более половины трудоспособного населения США.

Некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000—5000. И более половины из них менее чем за 2—3 года перемещается в строки компаний с ежегодным доходом более 1 млн.

Американские предприниматели предпочитают организовывать бизнес исключительно на собственные средства. Только 10% малых компаний стартует на базе заемного капитала. 90% малых фирм организуется на сбережения владельца, его семьи, дальних родственников и близких друзей. Согласно ежегодным статистическим данным, предоставляемым ассоциацией малого бизнеса США, более половины успешно и быстро развивающихся компаний создавались на базе офиса на дому, при этом их стартовые затраты не превысили $25 000.

Те же, кто решается открыть собственное дело на чужие средства, тоже стараются особо не рисковать. Средний размер максимального кредита на открытие малой компании в США не превышает $100 000.

Любопытно, что возвращать долги американские предприниматели не любят. А может, у них просто не получается. В погоне за американской мечтой очень большой процент компаний — до половины новых предприятий — терпит неудачу и, как следствие, — крах и банкротство. На этом и “горят” местные банки.

Ежегодно коммерческие банки и кредитные бюро США, выдавшие займы и кредиты на открытие малого бизнеса, не получают обратно от $300 до 400 млн.

Зато в Америке процветают венчурные фонды — компании, которые на собственный страх и риск, без возможности вернуть вложения финансируют новые спорные и сомнительные проекты. Ежегодно американские венчурные фонды обеспечивают местных предпринимателей не менее $36 млрд.

Еще одна специфика малого бизнеса Америки — повальное увлечение франчайзингом. США — родина франчайзинга и главная сила американской экономики. Еще в середине XIX века здесь развернули свои франчайзинговые сети такие компании, как “Зингер” и “Дженерал моторс”. На сегодняшний день, согласно оценкам Международной ассоциации франчайзинга, в США действуют более 2000 франчайзеров и приблизительно 600 000 получателей франшизы.

Благодаря крупным и успешным франшизодателям входной билет в малый бизнес для начинающего предпринимателя весьма дешев. Например, для открытия ресторана быстрого питания McDonald`s площадью 150 кв. м или не менее популярной среди американцев закусочной Subway аналогичного размера в США потребуется всего $100 тысяч. В России для открытия McDonald`s необходимо иметь не менее $500 тысяч, а порой и 1 млн.

При этом от начинающего предпринимателя франшизодатель потребует сразу внести только 50% стоимости готового бизнеса. Оставшиеся 50% можно гасить в течение 20 лет. За $45—50 тыс. предпринимателю подберут идеальное для открытия нового ресторана или закусочной место, наберут и обучат сотрудников, предоставят рецептуру приготовления блюд, а также продукты. Специальные менеджеры будут курировать новый бизнес очень бдительно в течение первого года, а как только новое предприятие станет на ноги, станут приезжать с нечастыми проверками. Ежемесячные отчисления на аренду предоставленного головной компанией оборудования и рекламу составят всего 8% от общей выручки. Можно договориться, чтобы за минимальный процент от выручки франшизодатель вел весь учет и отчетность на предприятии.

В отличие от Западной Европы и России в США малая компания выглядит довольно крупно и упитанно. Малым предприятием в зависимости от того, к какой отрасли оно принадлежит, может называться компания, число сотрудников которой варьируется от 1 до 1500, а годовой оборот не превышает $15 млн. Поэтому малой компанией в США может быть и бакалейная лавка, и компания по добыче и переработке нефти.

США — это рай для женского бизнеса. Официально зарегистрировано более 9,1 млн. женщин, управляющих компаниями. При этом женщины-руководительницы ежегодно зарабатывают более $3,6 трлн. От американок стараются не отставать и представительницы национальных меньшинств. Их ежегодные заработки варьируются в пределах от $180 до 200 млрд.

В “Законе о малом бизнесе США” говорится, что экономика страны невозможна без развитого сектора малого бизнеса, который, в свою очередь, нуждается в постоянной государственной поддержке.

На благо предпринимательства в США действует довольно гибкая, прогрессивная система налогообложения — чем больше доход, тем больше налоги. Огромную помощь в виде обучения, консультаций, пробивания различных льгот, защиты интересов малых компаний оказывает Администрация малого бизнеса (АМБ). Помимо моральной поддержки у АМБ можно получить и материальную помощь — кредит, гарантию или заем. Ежегодный бюджет этой организации варьируется в пределах от $400 до 600 млрд. АМБ предоставляет специальные кредиты из собственных средств фирмам, владельцами которых являются ветераны вооруженных сил, национальные меньшинства, а также тем предприятиям, которые расположены в районах с высокой безработицей. АМБ гарантирует займы малых компаний. Например, на заем в размере до $100 тыс. на срок до 8 лет без уплаты процентов или при уплате минимальных 3—4% годовых могут претендовать компании, занятые в новых и популярных сегодня нано- и биотехнологиях, в разработках новых альтернативных источников энергии, IT-технологий, изучении ДНК.

Главный рецепт помощи малому предпринимательству от американского правительства — госзаказы. Малые компании Америки наравне с крупными концернами принимают участие в аукционах и комиссиях по распределению государственных закупок и заказов. Ежегодно на закупки американское правительство тратит не менее $700 млрд. Европейские малые бизнесмены, кстати, завидуют американским: ведь их даже близко не подпускают к государственным закупкам.



    Партнеры