Насильно мил не будешь

Учеников объединяют против их воли

В бизнесе весьма распространены слияние и поглощение — когда более сильная компания “съедает” слабую. То же самое, судя по всему, ожидается и в столичном образовании — школы начнут сливать, причем против воли учителей и учеников.

Основная причина — демографический спад. За восемь лет количество учеников в России сократилось почти на треть — с 21 млн. до 14,5 млн. чел. Уменьшилось и число школ — с 65 тыс. до 59 тыс. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, уже 5 тысяч отечественных учебных заведений имеют по 10 учеников и меньше. Содержать их невыгодно... В основном это, конечно, касается сельских альма-матер, но с недавних пор затронуло и городские учебные заведения, в том числе московские.

В этом году число столичных 11-классников уменьшилось на 6,6 тыс. чел., а 9-классников — аж на 18,6 тыс. В старых, сложившихся районах уже ощущается нехватка учеников. В результате на 1 сентября 2007 года из 1654 школ Москвы около 300 оказались недоукомплектованными — в них пришло менее 350 ребят. А финансируются городские альма-матер уже по новому, нормативно-подушевому принципу: чем больше учащихся, тем больше денег. Поэтому в неполных школах зарплата учителей резко упала.

Департамент образования Москвы предложил сливать малокомплектные школы с теми, где ребят еще много. Главным образом — с престижными гимназиями и лицеями. Подобный опыт в столице уже имеется, правда, весьма негативный.

Весной этого года разгорелся скандал вокруг школы №40. В ней к концу учебного года осталось всего 250 ребят, потому было решено объединить ее с 34-й, а освободившееся здание передать 57-й школе. Детям предложили выбор: доучиться в родных стенах, но уже по новым программам (57-я — математическая) или перейти в другие учебные заведения. Родители возмутились: они не хотели, чтобы из их ребят делали Лобачевских, а ходить в 34-ю оказалось далеко — через две дороги. “Дайте нашим детям спокойно доучиться”, — обратились они в Департамент образования. Самые отчаянные предлагали даже бойкотировать выпускные экзамены. С большим трудом конфликт удалось уладить. Но не факт, что он не вспыхнет снова.

После объединения обычной школы с гимназией или лицеем директор престижного учебного заведения, как правило, старается как можно быстрее избавиться от “чужих” детей. Совсем как кукушонок в гнезде… Предлог всегда один — ребятишки не осваивают программу повышенной сложности. В результате “не свои” дети вынуждены переводиться в другие учебные заведения и тратить на дорогу гораздо больше времени и сил.

Учителя тоже не рады объединению: приходится ломать учебный процесс и подстраиваться под новые программы.

Столичные педагоги задают вопрос: если в городе сложилась такая демографическая ситуация, почему бы не заморозить на время зарплаты учителей неполных школ? Ведь демографическая ситуация постепенно выправляется — в 2007 году в московские альма-матер пришло на 5 тысяч первоклассников больше, чем в 2006-м. Значит, скоро количество учеников достигнет нормы, а потом и превысит ее. Не придется ли тогда разукрупнять школы и вновь переводить детей?

Комментарий эксперта

Директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Исаак КАЛИНА: “При нормативно-подушевом финансировании средства на обучение даются не учебным заведениям и даже не педагогам, а ученикам. Они “приводят” за собой деньги в школу. Если есть учащиеся, то есть и деньги, если нет — нет и финансирования. Надо исходить именно из этого”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру