Уроки английского

Футбольные клубы рядом со стадионами строят отели и офисы

17 сентября 2007 в 16:36, просмотров: 404

По оценке экспертов, большинство футбольных стадионов страны приносят убытки их владельцам. Однако в последнее время собственники команд, изучив опыт ведущих английских клубов, стали строить рядом с зелеными полями гостиницы, бизнес-центры, а также расширять функциональность спортивных объектов.

Подавляющее большинство стадионов страны собирает полные трибуны всего пять-шесть раз в год, когда приезжают столичные суперклубы или звезды эстрады. Этим зачастую и ограничивается доход владельцев спортивных площадок. Собственники московских арен первыми осознали, что спортивная недвижимость может приносить не разовый, а стабильный солидный доход. Для этого необходима на территории стадиона инфраструктура отдыха: теннисные корты, фитнес-клуб, бассейны, удобные парковки, гостиницы и офисы. При этом желательно, чтобы спортивный объект обладал многофункциональностью. Это позволяет проводить соревнования по различным видам спорта.

Как сообщила “ЭВ” заместитель коммерческого директора ФК “Локомотив” Елена Серебрякова, стадион клуба хорошо зарабатывает на продаже VIP-лож. Пополняет казну “красно-зеленых” также аренда ледового дворца, теннисных кортов, закрытого футбольного манежа, открытых футбольных полей, расположенных на 25 га в Черкизове. Причем 64 ложи на 10 и 24 мест не только приносят доход, но и поднимают статус стадиона. Ведь без VIP-лож невозможно принимать матчи Лиги чемпионов и другие важные международные матчи под эгидой УЕФА.

Первыми арендаторами лож на стадионе “Локомотив” стали, естественно, транспортники. Сейчас, по словам г-жи Серебряковой, ложи в основном снимают банкиры, руководители крупных компаний и просто богатые люди, которые хотят увидеть и обсудить яркое зрелище с друзьями. На стадионе можно купить стандартный пакет на футбольный сезон (с марта по февраль) и спецпакеты. Например, VIP-ложа на 10 мест на три матча ЦСКА в стартующей сегодня Лиге чемпионов стоит от 10 тыс. евро. Ложи поступили в открытую продажу лишь после того, как от них отказались постоянные клиенты. Как сообщила госпожа Серебрякова, в следующем году ассортимент товаров в спортмагазине, расположенном на Восточной трибуне стадиона, будет значительно расширен.

Не отстают от железнодорожников и их прямые конкуренты на зеленом газоне — “Спартак”, ЦСКА и “Динамо”.

Причем клубы решили снять финансовые “сливки” именно на строительстве жилой и торговой недвижимости на принадлежащей им территории. “Спартак” получил участок площадью 35 га на месте Тушинского аэродрома.

Помимо стадиона на 42 тыс. зрителей, на нем разместятся четырехзвездная гостиница на 200 номеров общей площадью 12,5 тыс. кв. м и высотой 15 этажей и парковка на 5600 машиномест. Строить отель и стадион будет немецкая компания Hochtief, которая имеет богатый опыт строительства подобных спорткомплексов в Германии. Финансировать масштабный проект стоимостью в 150 млн. евро будет вице-президент ЛУКОЙЛа и владелец ФК “Спартак” Леонид Федун. Интересно, что рядом с будущим стадионом находится засекреченная ранее и законсервированная станция метро “Волоколамская”, расположенная между “Щукинской” и “Тушинской”.

Рассматривается также вариант доставки зрителей и речным транспортом по Москве-реке. Возле стадиона планируется построить большой бассейн, теннисный стадион, центр борьбы, гольф-клуб, яхт-клуб, офисы.

Свою арену на Песчаной улице вместимостью 30 тыс. зрителей недалеко от метро “Сокол” готовится построить к 2009 году и футбольный клуб ЦСКА. Гостиницы, видимо из-за недостатка земли, будут размещаться в подтрибунном пространстве. Рядом со стадионом будет построена башня высотой 45 этажей, в которой разместятся офисы. Общая площадь коммерческой недвижимости составит 70 тыс. кв. м. Генподрядчиком проекта выступает фирма “Ингеоком”, принимавшая участие в строительстве “Локомотива”. Смета на строительство этого спорткомплекса колеблется в районе $250 млн.

В следующем году должен начаться и проект переустройства футбольного стадиона “Динамо”. На его территории через пять лет вырастет комплекс офисных и жилых зданий “Петровский парк” общей площадью около 500 тыс. кв. м. В ходе реконструкции стадиона к 2009—2010 годам футбольное поле предполагается повернуть на 90°, что должно повысить его комфортность для футболистов и 30 тыс. зрителей. В подтрибунных помещениях появится спортивный зал для других видов спорта. Инвестор всего проекта — ВТБ — намерен вложить в него $1 млрд.

Еще один стадион для сборной и всех клубов РФС появится к 2012 году в районе метро “Ботанический сад”. Его построят на деньги Национальной академии футбола, которую курирует владелец лондонского “Челси” Роман Абрамович. Стадион рассчитан на 55 тыс. зрителей, что позволит проводить на нем матчи любого уровня.

Национальная академия футбола планирует построить на выделенном участке в 35 га четырехзвездную гостиницу на 180 номеров (27 тыс. кв. м), офисный комплекс (27 тыс. кв. м), торгово-развлекательный комплекс (25 тыс. кв. м), спортивно-развлекательный комплекс (25 тыс. кв. м). Давно осознали, что стадионы — это не только спортивные, но и зрелищные площадки, предназначенные для культурно-досуговых мероприятий, и владельцы “Лужников”. Центральная спортивная арена стадиона “Лужники” сдана на долгое время вперед, как и искусственные поля того же стадиона.

Таким образом, собственники стадионов пытаются зарабатывать не только на проведении спортивных соревнований, но и на аренде спортивных площадок и коммерческой недвижимости. Важно только, чтобы в погоне за длинным рублем они не забывали о спорте.



    Партнеры